да теперь предлагаю разбить нашу "Компиляцию студийных записей 79-80" в соседней ветке с Аудиоархивом на отдельные блоки записи, итого получим 4 сессии: ГИТИС, Тбилиси, Мелодия (май) и Мелодия (осень). тем самым уйдем от общего сборника (по подобию классификации на сайте Кондакова) к конкретным сессиям (о чем я мечтал с самого начала, работая над Аудиоархивом). вот только куда "Солдата" и "Телегу" включать? в ГИТИС под меткой "возможно"?
afh775 :
(с подачи бдительного Скомороха!)
бдительным как раз не я оказался) я не заметил уникальности этих фонограмм, лишь указал на их наличие в этой помойке) там, кстати, еще кое-что есть, но уже не такое эксклюзивное, надо разобраться, уточнить и выложить.
Возраст: 38 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 07.12.2006 Сообщения: 1884 Откуда: г. Н-ск
Добавлено: Fri Oct 28, 2016 16:52
Иванов
что это?)
Leonid
а насколько реально будет получить ответы на вопросы? я в свое время тоже пытался связать с Кутиковым через работающего с ним человека, подготовил вопросы по аудизаписям, отправил записи, но ответов так и не получил, хотя АК был в курсе этих вопросов, аудиозаписи он и просил подготовить. с тех пор с трудом верится в то, что мы имеем возможность действительно выйти с ними на связь. ведь даже у нас на форуме есть люди, которые с ними работают и общаются, странно, что ни мы, ни они не пробовали эту связь установить.
Там было:
Запись «Машины времени» в учебной речевой студии ГИТИС (1979)
Текущая версия (не проверялась)
У этого термина существуют и другие значения, см. Запись в учебной речевой студии ГИТИС.
Запись в учебной речевой студии ГИТИС
Студийная запись «Машины времени»
Записан 1979
Жанры
Рок, ретро
Длительность 31:15
Страна
СССР
Хронология «Машины времени»
Запись в учебной речевой студии ГИТИС
(1978)
Запись в учебной речевой студии ГИТИС
(1979)
Запись во Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия»
(1980)
За́пись в уче́бной речево́й сту́дии ГИТИС — альбомная запись рок-группы «Машина времени», подготовленная в учебной речевой студии ГИТИС в 1979 г. Выдержана в стиле рок.
История
Первую запись в учебной речевой студии ГИТИС группа осуществила еще весной 1978 г. в составе А. Макаревич—Е. Маргулис—С. Кавагоэ вместе с духовой секцией[1]. «Студийная активность „Машины“ 1978-го оказалась, в сущности, «лебединой песней» трио Макаревич—Кавагоэ—Маргулис. Далее группа стремительно покатилась к одному из самых драматичных эпизодов в своей судьбе, до конца объяснить который его участники и свидетели не сумели и десятилетия спустя»[2]. Из-за внутренних разногласий между музыкантами[3][4][2] в конце апреля 1979 г. это трио распалось.
9 мая 1979 г.[5] во время встречи Макаревича с А. Кутиковым последний предложил сформировать новый состав группы вместе с ним и еще двумя музыкантами. Все трое на тот момент являлись участниками группы «Високосное лето». В результате через некоторый, непродолжительный, период времени, связанный с уговорами и раздумиями, в обновленную «Машину времени» были включены: А. Макаревич (гитара), А. Кутиков (бас-гитара), П. Подгородецкий (клавишные), В. Ефремов (ударные). Функции администратора выполнял О. Мелик-Пашаев. В этом составе группа приступила к репетициям и до конца мая 1979 г. в студии ГИТИС записала восемь песен новой программы. Звукорежиссурой и сведением, как и в 1978-м г., занимался Кутиков.
Валерий Ефремов о переменах в составе и работе над программой:
«Как только, вслед за мной и Кутиковым, в „Машину“ пришел Петя Подгородецкий, мы начали репетировать новую программу, там же — на студии в ГИТИСе. Система работы над песнями была такая же, как и сейчас в „Машине“. Никому не говорилось: играй вот так и так, и точка. Все придумывалось коллективно и воплощалось очень быстро, с какой-то даже эйфорией. Мы были молоды, и любые перемены в жизни казались прикольными»[2].
Андрей Макаревич о переменах в репертуаре:
«Мы бpоcилиcь pепетиpовать. Свежая кpовь — это великое дело. Я cpазу почувcтвовал, как мы пpивыкли дpуг к дpугу в пpедыдущем cоcтаве, и cколько в этом было минуcов (а я то видел только плюcы). У меня к этому моменту накопилоcь довольно много вещей — мы c Кавой [Кавагоэ] и Гулей [Маргулисом] пpоcто не знали, как их делать. Мы чувcтвовали дpуг дpуга наcквозь, игpали втpоем, как один, и уже не могли из этого выйти[3].
«... Я играл с людьми, которых знал много лет и наперед представлял каждую следующую ноту, которую они сыграют. А тут все исполнялось чуть-чуть по-другому, и это страшно подстегивало, в частности, к написанию песен. Это как новую гитару купишь, она звучит немножко по-другому, чем предыдущая, и ты вдруг лучше играть начинаешь. Скоро у нас в репертуаре появились „Право“, „Свеча“, „Кого ты хотел удивить?“, „Будет день“. Я понял, что ничего не погибло, а наоборот, начинается подъем „Машины“, и надо делать новую программу»[2].
Петр Подгородецкий о сроках записи и работе над программой:
«Договорились <...> записать вместе альбом. Первая репетиция прошла в той же студии ГИТИСа. Мне поставили клавишные, как сейчас помню, Crumair Multiman, и мы как заиграли! <...> Альбом нужно было записать за месяц, поскольку Макар [Макаревич] собирался летом в Польскую Народную Республику. <...> Когда новый состав „Машины времени“ <...> приступил к репетициям и записи первого альбома <...> большинство [песен] <...> было отрепетировано и отыграно старым составом <...> Мы просто сделали новые аранжировки, поменяли звучание»[4].
Поездка в Польшу стала первым выездом Макаревича за границу. В это же время Кутиков, Ефремов и Александр Бутузов — московский поэт, в 1979—1981 гг. принимавший участие в концертных выступлениях группы с программой «Маленький принц», — отправились на отдых в поселок Коктебель.
С возвращением музыкантов в августе 1979 г. «Машина времени» возобновила концертную деятельность, а в ноябре этого же года — приняла приглашение «Росконцерта» и вошла в состав труппы Московского гастрольного областного Театра комедии, окончательно завершив работу на андеграундной сцене.
Запись в студии ГИТИС стала единственной студийной записью группы 1979 года: в октябре эта студия была закрыта по требованию пожарных[5]. В следующем, 1980-м, году все песни были включены в новую редакцию концертной программы «Маленький принц», часть — перезаписана уже во Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия».
На настоящий момент (2015) запись официально не издавалась.
Исследователи и поклонники творчества группы высказывали предположения о том, что в студии ГИТИС в 1979 г. и / или в 1980 г. также были записаны фонограммы еще двух песен: «Песня о солдате» и «Необычайно грустная песня, или Телега» в рамках отдельной студийной сессии[6].
Список композиций
Автор всех песен, кроме отмеченных — А. Макаревич.
1. Право 03:05
2. Родной дом 04:46
3. Кафе «Лира» 03:48
4. Поворот (А. Кутиков, П. Подгородецкий — А. Макаревич) 03:48
5. Ах, что за луна (П. Подгородецкий — А. Макаревич) 02:27
6. Три окна 05:53
7. Будет день 03:28
8. Пока горит свеча 04:00
Описание композиций
• Поскольку с момента записи в 1969 г. дебютного альбома «Time Machines» и вплоть до записи в 1984 году альбома «Чужие среди чужих», музыканты не мыслили альбомными категориями, постольку порядок расположения песен в студийной записи 1979 года, как и в случае с предыдущими записями группы 1971—78 гг., не отражал какой-либо концепции.
• Замысел песни «Право» родился из ссоры Макаревича с его супругой: «... Мы ругались, и она сказала: „Я имею право“. На что я ответил: „На то, что слева, и то, что справа“. И тут же понял, что сейчас из этого получится песня. Ругань прекратилась. Я потребовал, чтобы она нашла блокнотик и бумажку <...> Дело было ночью. Она очень удивилась. Но ссора закончилась»[5].
Строка «В этом мире случайностей нет» позже использована Б. Гребенщиковым в тексте собственной песни «Контрданс», посвященной А. Макаревичу[7].
• Песня «Кафе „Лира“» была написана Макаревичем в одноименном заведении с кафе и коктейль-баром на Пушкинской площади (Большая Бронная улица, 29), «сидя в углу, выпивая, в течение какого-то вечера»[5]. Данное кафе было открыто в 1966 г., в 1970-е гг. оно являлось популярным местом встречи творческой интеллигенции. Осуществляемый на входе фейсконтроль приводил к возникновению больших очередей, что преодолевалось путем подкупа швейцара[8]. Эти наблюдения, в числе прочих, и были позже творчески осмыслены Макаревичем в тексте песни. По мнению И. Кормильцева, О. Суровой, в песне «Кафе „Лира“» «отклонения от романтической установки в сферу бытописательства или социальной критики выдержаны в духе Высоцкого или Галича»[9].
На месте кафе «Лира» 31 января 1990 г. был открыт первый в России ресторан McDonald’s.
По мнению музыковеда Аркадия Петрова, в песне «Ленинградское время» группы «Секрет» «ощутима» прямая связь с песней «Кафе „Лира“: «... В чисто „машинской“ традиции: картинка, зарисовка»[10].
• Тексты песен «Ах, что за луна» и «Поворот» были написаны Макаревичем в один день в ресторане «Пльзень» в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького за полтора часа[5]. (По воспоминаниям Кутикова, это произошло в кафе «Московское»[11]. Согласно более ранним воспоминаниям Макаревича, в «Пльзень» был написан «„Луны“ кусок» и позже в этот же день в «Московском» — «Поворот»[5].) Песня «Ах, что за луна» — одна из первых в творчестве группы в стилистике «ретро» — написана и исполнялась Подгородецким. Со слов Кутикова, Макаревич «очень гордился <...> текстом песни „Ах, что за луна“. Он выполнил достаточно сложную с профессиональной точки зрения поэтическую задачу. Петя [Подгородецкий] у нас немножко картавил. Для того, чтобы это не бросалось в глаза с самого начала песни, он написал весь первый куплет и припев без единой буквы „р“»[11].
Тексты обеих песен были написаны «буквально через пару дней»[2] после того, как музыканты нашли устраивавший их мелодический ход «Поворота». Изначально мелодия этой песни[12] была медленной, лирической, без партии ударных. Поскольку данный вариант не устраивал участников (между собой его называли «сентиментальным чудовищем»), остановились в итоге на более ритмичном, близком к современному, варианте звучания[4][13].
Во время отдыха в Коктебеле, летом 1979 г., по воспоминаниям А. Бутузова, музыканты выступали «на костровых посиделках», Кутиков исполнял песни из только что записанной программы и в частности — «Поворот». Однако репертуар «Машины времени» отдыхающим был не знаком, и вместо «Поворота» последние желали услышать «Hotel California»[2].
Через некоторое время «Поворот» попал в единственный на тот момент официальный хит-парад «Звуковой дорожки» газеты «Московский комсомолец» и продержался в нем с ноября 1979 г. по ноябрь 1980 г.[14], при этом семь месяцев подряд песня возглавляла хит-парад. Позже говорили об «эпохе „Поворота“»[4], называли эту песню «новым гимном» СССР[15], по оценке М. Марголиса, «Поворот» стал «не только фирменным знаком группы, но и опознавательной меткой определенной эпохи советской жизни»[2]. Песня была включена в перечень «100 лучших песен русского рока в XX веке», по версии радиостанции «Наше Радио», под номером 4.
В 1987 г. песни «Поворот» и «Родной дом» из студийной записи 1979 года были перезаписаны и впервые официально изданы на ретроспективной пластинке «Десять лет спустя».
• Песня «Три окна», со слов Макаревича, написана под влиянием музыки Боба Дилана[5]. Журналисты и поклонники творчества группы с 1980-х гг. не единожды высказывали предположения о том, что в тексте песни прослеживаются буддистские / библейские мотивы. В ответ сам Макаревич неоднократно заявлял, что с указанными религиозными и философскими учениями на момент написания песни был в недостаточной степени знаком[16][17].
До прихода в группу Подгородецкого песня «игралась очень просто, а потом, когда пришли Петя [Подгородецкий] и Саша [Кутиков], они сразу стали делать красивые аранжировки с псевдосимфоническим клавишами и прочими радостями. До этого у нас не было такой возможности: мы же долго играли просто — гитара, бас и барабаны, — и были счастливы совершенно»[5].
• Песня «Пока горит свеча», по свидетельству Кутикова, была впервые им услышана в исполнении Макаревича под гитарный аккомпанемент в доме последнего в 1978 г. Со слов Кутикова, «я бы никогда не вернулся в „Машину“ из „Високосного лета“, если бы не услышал „Свечу“. Позже, когда мы начали ее делать, я настоял, чтобы там была вся эта интродукция, мы очень долго ее придумывали. Для меня это самая главная песня в „Машине времени“ вообще!»[18].
По утверждению Макаревича, песня написана под влиянием событий, непосредственно связанных с внутренними разногласиями в трио Макаревич—Маргулис—Кавагоэ, которые в итоге и привели к распаду этого состава группы: «Я чувствовал, что мы разбежимся с Кавагоэ Сережей и с Маргулисом. Что-то уже не оставалось ничего из того, что нас тогда удерживало вместе. И я очень по этому поводу переживал. В общем, песенка была для меня таким как бы ответом им: а я вот все равно буду делать то, что считаю нужным. Потом прошло какое-то время. Пришел Кутиков, Ефремов, я им показал эту песню... Подгородецкий... они сказали: „Класс! Только надо сделать проигрыш“. А мы очень не любили проигрыши в том составе „Машины“. Я какое-то время сопротивлялся: мне казалось, что слишком много розовых слюней, какие-то псевдосимфонии, а песня такая достаточно серьезная, жесткая. Потом поверил им, потому что их было больше. И вообще работа в команде — это прежде всего доверие друг к другу, иначе нет смысла в группе вместе делать песни, тогда надо делать все одному и приглашать аккомпанирующий состав, который все по нотам тебе сыграет»[19].
Песня была включена в перечень «100 лучших песен русского рока в XX веке», по версии радиостанции «Наше Радио», под номером 67.
В записи участвовали
• Андрей Макаревич — вокал, гитара;
• Александр Кутиков — вокал, бас-гитара, звукорежиссер;
• Петр Подгородецкий — вокал, клавишные;
• Валерий Ефремов — ударные.
Я уже с год назад спрашивал, кто пишет в Вики. Никто не отозвался. Но пишут неплохо, явно на основе изысканий на форуме, уже можно не переделывать, а исправлять.
В предыдущем посте я выложил ссылку, но она почему-то упорно разбивается на две части. Нужно всю строку целиком скопировать и положить в адресную строку.
Возраст: 38 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 07.12.2006 Сообщения: 1884 Откуда: г. Н-ск
Добавлено: Fri Oct 28, 2016 17:33
да, неплохо написано, согласен.
единственное, группу в декабре пригласили в театр, а затем в Росконцерт, не помню где читал.. во "Все очень просто" скорей всего. сейчас не могу уточнить.
В одной из соцсетей есть группа, посвященная АМ.
Там такие молодые и грамотные ребята.
Возможно пишет кто-то оттуда.
И, конечно, читают этот форум в полный рост.
По слогу, как мне кажется, здесь никого похожего нет.
Возраст: 57 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 11.12.2012 Сообщения: 184 Откуда: Москва
Добавлено: Fri Oct 28, 2016 21:15
В 1979г. в студии ГИТИСа было записано 9 песен, а не 8. Вот правильный список песен взятый с оригинала записи(сам оригинал осыпался):
1. Поворот
2. Право
3. Родной дом
4. Кафе "Лира"
5. Ах, что за Луна
6. Три окна
7. Будет день
8. Синяя птица
9. Свеча
Возраст: 58 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 21.05.2012 Сообщения: 10339 Откуда: Г.Железнодорожный(теперь г.Балашиха)
Добавлено: Fri Oct 28, 2016 21:17
Скоморох
Вполне Реально!! Только нужно чётко формулировать вопросы,которые нас интересуют,и "не кидаться из стороны в сторону".. Есть ,предположим -год 1979.Нас заинтересовало-сколько сессий звукозаписи было,что было записано и где.. Задаём этот вопрос -и,через какое-то время..получаем ответ!! А,после..сопостовляем с нашей версией(ями)и делаем "правку"! Мне думаеться,что в "дебри"сразу не полезем..а начнём с конца 70-х,и для начала..займёмся уточнениями уже имеющегося материала! Это вернее всего будет!
Возраст: 38 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 07.12.2006 Сообщения: 1884 Откуда: г. Н-ск
Добавлено: Fri Oct 28, 2016 23:05
Владимир М :
В одной из соцсетей есть группа, посвященная АМ.
Там такие молодые и грамотные ребята.
а что это за группа, если не секрет?
немного не по теме топика.. а есть еще подобные ресурсы помимо нашего форума по тематике МВ, которые достойные внимания? меня больше всего интересует информативность и точность подаваемой информации. ну и конечно же уникальность материала.
strelecv
Я прошу прощения, лажу написал. Имел ввиду Синюю птицу. Мне знакома эта последовательность. После Свечи идёт ленинградский блок (6 песен).
А эта Свеча - с вашей плёнки? Очень такая крепкая запись, посыпавшаяся, к сожалению. Это Тбилиси.
Возраст: 38 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 07.12.2006 Сообщения: 1884 Откуда: г. Н-ск
Добавлено: Sat Oct 29, 2016 00:08
Leonid :
Скоморох
Вполне Реально!!
надо вспомнить, что я тогда хотел узнать у Кутикова. всего было 4 вопроса, 2 из них вспомнил:
1. участвовал ли Рыженко в записях песен для спектакля "Принцесса и Трубочист" в 1981 году?
2. исполнялась ли медленная версия "Первого шага" на концертах или это была черновая версия песни?
Александр, та группа в соцсети пожалуй самая лучшая.
Достаточно читать ее одну. Некоторые участники форума там иногда
тоже публикуются.
Я из принципа не даю ссылок на соцсети.
В личку напишите мне пожалуйста. Тогда скажу.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы