Поэтические символы в стихах А.Макаревича Пользователи, просматривающие этот топик: зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0 Зарегистрированные пользователи: Нет
Пол: Дата регистрации: 11.08.2010 Сообщения: 106 Откуда: Костромская обл.
Добавлено: Sun Sep 05, 2010 19:21
Walrus
Ну, что касается версии происхождения песни - согласен, твоя выглядит намного правдоподобнее. Тем более, что я источник о "гастролях на юге" не помню, читал где-то когда-то, не помню когда. Если найду - обязательно сообщу.
Но мою трактовку "Музыки под снегом" это ни чуть не меняет, а скорее подкрепляет. Единственно, с чем я могу согласиться, так это с Людмилой и заменить "презрение" на "жалость" (хотя жалость в принципе - скрытая форма презрения).
Что касается смайликов - то мне просто их лень ставить. Слишком серьёзное отношение к предмету почитания смахивает на фанатизм.
Serbel
Через недельку обязательно опубликую подборку из десятка-полтора.
Мне ужасно надоели споры на одну и ту же тему, поэтому сразу сдаюсь. Проконсультируюсь со старшим сыном, он и насчет панков способен прояснить все вопросы, и сразу отвечу. Может и "жалость", а может мы двигаемся по ложному пути.
Возраст: 56 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 27.03.2010 Сообщения: 1276 Откуда: г. Серпухов
Добавлено: Fri Sep 10, 2010 22:32
Не знаю будет ли вам это интересно. Хотела бы рассказать о моём восприятии песни "Поворот".Я услышала её впервые в 80-м примерно. Если бы я её услышала впервые сейчас, я бы её восприняла как заводную песенку с элементами аллегории. Но тогда было всё иначе. Людей отучали даже "выходить на улицу" , а не то что "выезжать за ворота", а тем более за" поворот" заглядывать. После учёбы человека ждало распределение, библиотеки , учебники мысли - всё было под контролем и единым для всех. Будучи 12 летним ребёнком я сильно чувствовала это давление, я задыхалась. Песни МВ стали тогда для меня ( я думаю,что не ошибусь если скажу для нас) глотком воздуха. Они заявили: "Думать можно, размышлять можно, выбирать можно, можно "выезжать за ворота", можно "не бояться". По другому звучали и такие песни как марионетки. Есть люди-лидеры. Они склонны брать на себя ответственность за то, как живут другие, такие люди действительно способны повлиять на социальные тенденции.
Хочу поблагодарить Вас Letft и призвать Вас оставаться таким же открытым, и не подражать ни кому. То, что вы пишете является ценным и важным. Мы все разные: кто-то любит говорить больше кто-то меньше, у на с разный жизненный опыт, но все кто слушают МВ, я уверена, так или иначе хотят обогатиться, иначе не возможно. Именно эту цель я считаю достойной целью бесед на этом сайте, и я думаю я не одинока.
Пол: Дата регистрации: 11.08.2010 Сообщения: 106 Откуда: Костромская обл.
Добавлено: Sat Sep 11, 2010 17:16
Галина :
Не знаю будет ли вам это интересно. Хотела бы рассказать о моём восприятии песни "Поворот"...
Мне как раз такие рассказы о Машине наиболее интересны. Что касается современных почитателей Машины, то я думаю, что большинство из неё слушают её по той же причине, что и вы. В том числе и я.
Не знаю будет ли вам это интересно. Хотела бы рассказать о моём восприятии песни "Поворот"...
Мне как раз такие рассказы о Машине наиболее интересны. Что касается современных почитателей Машины, то я думаю, что большинство из неё слушают её по той же причине, что и вы. В том числе и я.
А "За тех, кто в море"? Мне кажется, эта лучшая песня "Машины Времени" из посвященных друзьям.
Возраст: 50 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 01.12.2008 Сообщения: 1634 Откуда: Там, где будет новый день
Добавлено: Sun Sep 12, 2010 17:54
Left :
Галина :
Не знаю будет ли вам это интересно. Хотела бы рассказать о моём восприятии песни "Поворот"...
Мне как раз такие рассказы о Машине наиболее интересны. Что касается современных почитателей Машины, то я думаю, что большинство из неё слушают её по той же причине, что и вы. В том числе и я.
"Поворот" - вообще гимн этой страны. В России каждый день да через день - что в политике, что в экономике, что в социальной сфере "новый поворот, и мотор ревет, Что он нам несет - пропасть и взлет, омут или брод, И не разберешь, пока не повернешь за поворот".
Мало кто знает слова гимна авторства Михалкова, а слова "Поворота" известны практически всем. Приемственность опять же: песня написана в СССР и благополучно перекочевала в новую Россию. Так что надо выйти с предложением к большому поклоннику рок-н-ролла президенту Медведеву, чтобы сделать "Поворот" официальным гимном страны Как представишь, что на съезде "Единой России" делегаты стоя затянут "Мы себе давали слово не сходить с пути прямого, НО!..." - так на душе хорошо становится
На фото: "Машина Времени" с новым вокалистом
Возраст: 50 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 01.12.2008 Сообщения: 1634 Откуда: Там, где будет новый день
Добавлено: Mon Sep 13, 2010 11:03
Анализировать поэтические символы в старых песнях «Машины» - дело, конечно, заслуживающее уважения и понимания Мне же интересно, о чем поёт Макаревич сейчас и насколько его лирический герой изменился за 40 лет.
Возьмем для анализа последний номерной альбом «МВ» под названием «Машины не парковать»… Как известно, в нём 15 песен, из них 10 – это кавер-версии песен других исполнителей, 1 песня написана директором «Машины» В.Сапуновым на слова очень хорошего поэта С.Кирсанова и 4 песни – за авторством самих «машинистов» (все тексты – Макаревича). Вот на этих 4-х я и остановлюсь.
Открывается альбом песней «Праздник начинается сейчас»:
Слухи – словно пули
Новости гнетут
Море широко раскрытых глаз
Вас опять надули
Те, что вас ведут…
Вот в этих строчках скрыт очень интересный психологический момент. Я всё чаще стал замечать, что в стихах Макаревича появилось некое разделение на «вас» и «нас»: «Вас-то надули, а нас – нет. Потому что мы умные и знали, что именно так всё и будет. Более того, с «теми, кто вас ведут» мы в очень хороших отношениях – получаем от них ордена, почет, уважение и возможность выступать на Красной площади».
Если бы этот текст звучал «НАС опять надули, те, что НАС ведут», то его смысл был бы совсем другой – мы все вместе, в одной лодке. (Примерно тоже самое произошло с песней «Вверх», когда на альбоме кавер-версий «Машинопись» Гребенщиков вместо «сколько слов и сколько дел ТЫ бросил в пустоту» спел «Я бросил в пустоту» - смысл поменялся на 100 процентов).
Дальше Макаревич продолжает уютное созерцание того, что происходит с нами, но не с ним:
Можно окопаться
И не верить в свет
«Ящик» вас пугает каждый час
А я устал бояться, страха больше нет
Праздник начинается сейчас
Здесь можно иронично заметить, что Андрею Вадимовичу действительно боятся нечего: после многочисленных трансляций на «Первом канале», концертов на Красной площади и знакомства с сильными мира сего – начиная с помощника президента Аркадия Дворковича и заканчивая САМИМ
Текст завершается образами, которые Макаревич успешно использует уже много лет: дорога, дом, свет в окне. Но в контексте всей песни они не воспринимаются, потому что раньше эти слова были связаны словом «мы», которым Макаревич объединял себя и своих слушателей. Теперь этого нет. Если раньше Макаревич всем нам желал «в добрый час, друзья, в добрый час», говорил о том, что «в круге света были мы рождены в пути», то теперь поёт, что «людей вообще нет причины любить». (Попутно замечу, что если бы эти слова про нелюбовь прозвучали из уст молодого рокера, то их можно было бы списать на юношеский максимализм. В устах же АМ они воспринимаются, как старческое брюзжание)
Второй композицией на диске идет «Брошенный богом мир». Я бы назвал эту песню сиквелом (продолжением) хита «Однажды мир прогнется под нас». И посвящена она тем, кто и под мир не прогнулся и в тоже время под себя мир не прогнул – а таких людей большинство. Их небрежно называют «электоратом» и «обыкновенными гражданами», для которых «мир – кутерьма»: дом-работа-работа-дом и единственное развлечение – «вставить башку в телевизор, протереть кушетку до дыр».
Черви в золоте
Тесно в комнате
Тесно в городе...
...Лето в холоде
Танцы в холоде
Кто на проводе?
На проводе – тьма
Тишина
И не склеить осколки
И не вытравить мрак
Видишь, как плодятся волки
Из бездомных собак…
Вспоминается «волки плодят волков, черви плодят червей» (песня «Бурьян породил бурьян» из нелюбимого Макаревичем альбома «Медленная хорошая музыка»). Премьера песни «Брошенный богом мир» состоялась опять таки на «Первом канале» в передаче «Что? Где? Когда?» Помню, меня поразил жуткий диссонанс: респектабельнейшая публика в смокингах и вечерних платьях подтанцовывает, внимая словам респектабельного и благополучного музыканта:
Болтом, гаечкой
Волком, заячкой
Кем ты был, кем не был
Пойди, разберись
Обернись
Стал овечкою
Встал со свечкою
Нынче бог тебе как фиговый лист
Типа чист…
В общем, «ну ты и лошара, а я вот весь в белом». Дальше в песне «Рыбы поднимаются вверх по реке» Макаревич развивает тему того, что он и его лирический герой под мир не прогнулся: «моя свобода не поместится в твоем кулаке», «я не буду танцевать под чужую дуду», «моя свобода не гуляет на твоем поводке». То есть это ВАС дурят власти, зомбирует телевизор, это ВЫ пытаетесь выживать в «этом брошенном богом мире», а Я - Д'артаньян.
Следующая вещь «Буги-вуги на потолке» очень напоминает раннее творчество Константина Кинчева:
У Макаревича:
Не знаю, как я словчил,
Но школу я проскочил,
Я в ней не мог усидеть и дня.
Я никогда никого ничему не учил, -
Не надо учить меня.
...
Я никогда никому и ни в чём не мешал,-
Не надо мешать мне.
У Кинчева («Плохой рок-н-ролл»):
Сколько себя помню,
Я всегда был глуп.
Я не любил учиться
И не мог есть суп.
Учителей я не любил,
Я им грубил,
Я им хамил,
Hичего знать не хотел,
Сидел и пел:
Рок-н-ролл
…
Я буду делать только то, что я хочу -
Учи - не учи
Мне - как об стенку горох -
Кричи - не кричи
В «Буги-вуги на потолке» разделение на «вас» и «нас» достигает пика:
Когда я ходил по крутым горам
Я был не выше самого себя.
Когда я спускался в долины к вам
Я был не ниже самого себя.
В общем, К НАМ Андрею Вадимовичу теперь надо спускаться из СВОИХ заоблачных высей. На этом можно и остановиться.
PS: Точка зрения автора может не совпадать с точкой зрения участников форума
Последний раз редактировалось: Evgen (Mon Sep 13, 2010 12:50), всего редактировалось 2 раз(а)
Возраст: 50 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 01.12.2008 Сообщения: 1634 Откуда: Там, где будет новый день
Добавлено: Tue Sep 14, 2010 02:30
serbel :
Left, если не сложно прокомментируй песню "Слива", многие так восторгаются ей, а я не понимаю, помоему отстой полнейший. хотя может я не прав...!?
Сергей, на самом деле скурпулёзный анализ этой песне не требуется, т.к. смысл и "фишка" "Сливы" лежат на поверхности. Макаревич в этой песне заимствовал сюжет известного анекдота.
Припев "Сливы":
В ниве зацветает слива, в небесах поют орлы,
Плавно и неторопливо мы спускаемся с горы.
Здравствуй, плата за старанье, здравствуй, результат труда.
Видишь в позе ожиданья встали стада.
А анекдот звучит следующим образом:
Два быка, молодой и старый, стоят на пригорке и смотрят вниз на стадо коров. Молодой говорит:
- Смотри, видишь эту рыженькую, с белыми пятнами? Давай быстренько спустимся и отымеем ее, а?!
Старый бык (густым басом):
- Н-е-е-ет...
- А вот эту черненькую, что на нас смотрит? Давай быстренько-быстренько спустимся и вы*бем ее?
Старый бык (тем же густым басом):
- Н-е-е-ет... Сейчас мы ме-е-е-едленно спустимся с горы и вы*бем всё стадо...
Пол: Дата регистрации: 11.08.2010 Сообщения: 106 Откуда: Костромская обл.
Добавлено: Tue Sep 14, 2010 08:52
Evgen
Я согласен в основном со всем сказанным тобой о "Машины не парковать", но хотел бы немного дополнить и уточнить.
Я бы не стал категорично разделять старые и новые песни Машины, точнее, я сказал бы, что между ними существует определённая связь, ещё точнее - какие-то определённые идеи с течением времени развиваются, эволюционируют.
В одном недавнем интервью в ответ на вопрос о песне "День гнева" Макаревич отвечает:
" Это очень максималистская и юношеская песня. Тогда я отделял себя, типа вот нас мало, мы не дураки, а остальные дураки. Сейчас я бы не стал так утверждать. Может, я и сам дурак".
Посмотрим, так ли это. В постперестроечной "Не маячит надежда мне" дураки трансформируются в баранов ("И причины искать не надо, Просто любят бараны стадо" и далее по тексту). Дураки - это всё таки люди, с них спрос как с существа хоть и недалёкого, но разумного и, не смотря на радикальные методы, предлагаемые АМ для борьбы с ними, у них всё же есть шанс поумнеть. Совсем другое дело бараны - здесь дело уж совсем безнадёжное. Можно, конечно, возразить, что, мол, "Не маячит..." написана в пылу раннеельцинских политических баталий, но образ "стада баранов" повторяется и в более поздних вещах ("Слива" - самая поздняя, даже если её и придумал Державин, то ясно, под чьим влиянием; всё то же I`m the man on the silver mountain в версии сами знаете кого). Не удивительно, что теперь образ "барана" эволюционировал (деэволюционировал) на очередную (ещё более низкую) ступень "рыбы". Рыбы - существа крайне примитивные, в отличие от млекопитающих баранов у них условные рефлексы напрочь отсутствуют. От понятия "дураки" в песнях теперь можно отказаться с чистой совестью, ибо на фоне "рыб" дурак будет казаться гением.
Возможно, я и ошибаюсь, но "Рыбу", пожалуй, можно считать новообразованным символом в творчестве АМ (если забыть про "Рыбку в банке"), он в последнем альбоме повторяется дважды и между этими упоминаниями прослеживается связь:
"Я не буду танцевать под чужую дуду"("Рыбы") - "Я вижу танцы рыб в далёкой реке"("Буги-вуги...").
Не удивлюсь, если рыбы начнут всплывать в будущих песнях.
Что АМ понимает под образом "люди" в выкристаллизованном чистом остатке? Это он довольно часто озвучивает в своих интервью в последнее время, правда, значительно мягче, чем в песнях (между прочим, это объясняет и оправдывает "оскорбительность" текстов применением гиперболы - поэтического приёма преувеличения). Все люди для него делятся на тех, кто "интересен" и на тех, кто "не интересен". К первой категории относятся те, кто умеет что-то делать очень хорошо, лучше всех остальных, талантливые профессионалы. Как правило, все эти "интересные" личности "состоялись" и относятся к социальной страте самого АМ, однако, если судить по таким песням, как "То, чего больше нет" из "Time machine", сюда же могут включаться и таланты не признанные, кого "бараны" не смогли распознать. В любом случае, это люди, достигшие своей цели. Тут вспоминается старинная "Право", ещё там фигурировали люди, которые видели вдали волшебный огонь и, противоположные им - сами себя превратившие в рабов.
Легко заметить, что все четыре песни связаны между собой именно этой общей идеей, и если отбросить трибьюты, то выделяется этакий концептуальный миньончик. Основная мысль его как раз содержится в последнем куплете "Праздника" - апофеозе индивидуализма и эгоцентризма, раньше слабо заметном, но теперь прорвавшимся наружу:
"И твоя дорога, и твой родимый дом,
И свет, который никогда не гас, (вспомните "Право"!)
И частичка бога - всё в тебе одном.
Праздник начинается сейчас!"
Но если здесь присутствует возвышенная проповедь (торжественная часть), то во всём остальном эта "мораль" как бы раскрывается в приземлённой будничности.
В первых двух куплетах "Праздника" следуют "нравоучения" с вершин серебряной горы тем самым "баранам", не сумевшим отыскать своё истинное место в жизни. В "Брошенном мире" объектом критики вроде бы становятся уже личности, стоящие на одной социальной ступеньке с автором (хотя не факт!), вот здесь песенка больше похожа на обличительное фрондирование: можно успешно состояться, и при этом не ломать комедию со свечками и не изображать из себя волка или заечку.
Кстати, преемственность между "Однажды мир прогнётся под нас" и "Брошенным миром" не больше, чем со всем остальным репертуаром МВ. Такая иллюзия создаётся из-за схожести ритма "Брошенного мира" с армстронговской песней про Моисея и фараона. Вот продолжением "Прогнувшегося мира" точно можно считать "Буги-вуги". Здесь прямо и обстоятельно показано, как должен существовать человек, под которого этот самый мир прогнулся. Ну, и отповедь "баранам", естественно, присутствует.
Между прочим, исходя из всего сказанного, думаю, можно предположить, кого подразумевает Макаревич под "лучиком света в этом брошенном богом мире".
PS. Всё вышесказанное лежит на поверхности и является секретом Полишинеля; утверждать, что "с нами ничего не происходит", может или тот, для кого творчество МВ является лишь красивым фоном для жизни, или лицемер. Но я намеренно не стал давать оценку, это можно трактовать как в пользу Макаревича, так и против, в зависимости от настроя читающего.
Возраст: 50 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 01.12.2008 Сообщения: 1634 Откуда: Там, где будет новый день
Добавлено: Tue Sep 14, 2010 09:48
Left :
"Слива" - самая поздняя, даже если её и придумал Державин, то ясно, под чьим влиянием; всё то же I`m the man on the silver mountain в версии сами знаете кого
Кстати, я где-то читал, что изначально песню должен был исполнять Державин, поскольку он - автор музыки. Но когда продюсер "Time Machine" Хэймиш Стюарт прослушал две демо-версии "Сливы" с вокалом Державина и с вокалом Маргулиса, он принял решение, что петь будет всё-таки Гуля.
Возраст: 56 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 27.03.2010 Сообщения: 1276 Откуда: г. Серпухов
Добавлено: Tue Sep 14, 2010 17:13
Спасибо дядя Ваня за то, что привели тексты песен - я поистине насладилась., что касается Ваших коментариев, я их прочитала целый один раз с таким же вниманием, как Газету "Большевик". Каюсь, ещё не устала восхищаться как талантливо можно стараться из белого сделать чёрное.
Песня " За тех, кто в море." очень хороша. "Ты помнишь как всё начиналось...". Такое начало не обязано кончаться...
А слова "вера" "надежда" и "любовь" здесь наполнены для меня подленным смыслом. Друзья - это одна цель. А "Каждый пятый..." как раз соответствует цели. Мне она больше всего нравится в исполнении АМ.
Возраст: 50 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 01.12.2008 Сообщения: 1634 Откуда: Там, где будет новый день
Добавлено: Tue Sep 14, 2010 19:23
Галина :
Спасибо дядя Ваня за то, что привели тексты песен - я поистине насладилась., что касается Ваших коментариев, я их прочитала целый один раз с таким же вниманием, как Газету "Большевик". Каюсь, ещё не устала восхищаться как талантливо можно стараться из белого сделать чёрное.
Галина, Вам никто не мешает сделать здесь свой анализ текстов песен с альбома "Машины не парковать" и талантливо показать, где в них белое и где - черное (как, например, сделал тот же Left) С уважением, дядя Женя aka Evgen.
Возраст: 59 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 12.11.2008 Сообщения: 1281
Добавлено: Tue Sep 14, 2010 21:41
Подумалось, что актуально и к месту
С сайта АМ:
Михаил 2010-08-29 20:31:25
"...доверяю лишь левой руке, маршруты рисуя..."
Андрей, Вы вроде не левша. Такая "технология" помогает художникам (более качественно что-ли) писать картины? Или... в песне заложен другой,более глубокий смысл : типа - левая рука - это как бы независимый, озорной "чертёнок"?
------------------------------------------------------------------------------------
Думайте, Миша, думайте... [A.M.]
Пол: Дата регистрации: 11.08.2010 Сообщения: 106 Откуда: Костромская обл.
Добавлено: Wed Sep 15, 2010 12:48
Галина :
Песня " За тех, кто в море." очень хороша. "Ты помнишь как всё начиналось...". Такое начало не обязано кончаться...
А слова "вера" "надежда" и "любовь" здесь наполнены для меня подленным смыслом. Друзья - это одна цель. А "Каждый пятый..." как раз соответствует цели. Мне она больше всего нравится в исполнении АМ.
Да, Галина, начиналось всё просто великолепно. В мире каждая вещь обладала неповторимым обаянием и жизнь казалась морем с безграничной свободой направлений. А потом каждый пошёл своей дорогой и оказался в месте достаточно удалённом от точки местонахождения любого другого бывшего друга и товарища.
И, как ни грустно, но бывшие друзья и единомышленники теперь не понимают друг друга. А из славной триады в живых осталась одна надежда, как мы знаем по священным текстам.
А, может быть, это не так уж и плохо, когда все думают по разному? Крепкой дружбы, возможно, при этом и не получится, но "всеобщая дружба", и даже дружба не со всеми, а хотя бы с каждым пятым - это не более, чем фикция. И если все будут думать одинаково, то, согласитесь, это ведь совсем не означает, что все думают правильно?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы