Проблемы MP-3
Mon Mar 14, 2005 22:04Массовая психология – загадка. Очень часто коммерческий успех или провал каких-либо решений не поддается никакому рациональному обоснованию. Вспомните триумф компакт-кассеты (уступавшей другим типам кассет по всем характеристикам, кроме размеров) или сокрушительный провал цифровой магнитной записи без сжатия данных (R-DAT, S-DAT/DCC), которой прочили блестящие будущее.
Не все характеристики компакт-диска идеальны, но из существующих на сегодняшний день форматов цифровой записи он обеспечивает наиболее высокое качество звучания. Но, как и сорок лет назад, для многих слушателей удобство превыше качества. Емкость компакт-диска (74 минуты) многим кажется недостаточной, и популярность приобрели форматы со сжатием данных, позволяющие в несколько раз сократить физический объем фонотеки. И главный девиз на этом пути – “больше музыки”. Поэтому и формат “минидиск”, использующий весьма “деликатное” сжатие данных практически без потери качества, оказался не у дел – те же 74 минуты, что и у компакт-диска.
Сейчас на рынок автомобильной аудиотехники стремительно наступают “сжатые” форматы MP-3 и WMA. Хотя качество звучания MP-3, а тем более WMA заметно хуже по сравнению с другими цифровыми стандартами, число приверженцев новой аппаратуры стремительно растет. В результате разрыв между поклонниками качественного звучания и рядовыми слушателями стал еще больше.
Не в последнюю очередь это происходит благодаря доступности музыкальных файлов через Internet и возможности самостоятельно “нарезать” любой диск на компьютере. Многие пользователи, пытаясь ускорить процесс, используют высокие скорости записи, да и болванки используют самые дешевые. Сбои, пропуски, “зависания” – далеко не полный перечень проблем, возникающих при чтении таких дисков.
Причина очевидна, однако первое, что приходит в голову покупателю – “аппарат плохой”. Дело нередко доходит до сервисной службы, и только тут выясняется, что во всем виновато качество “самопальных” дисков. Особенно это заметно на файлах с высоким битрейтом (малой степенью сжатия). Очевидно, что проблема рождена не техникой, а желанием пользователей сэкономить время и деньги.
Для прояснения ситуации пришлось провести целое расследование, в котором приняли участие несколько аппаратов известных марок, причем их разных ценовых категорий. Проблема в целом подтверждается, хотя ее повторяемость не 100%. Затруднения носят следующий характер (по степени возрастания): увеличенное время перехода между треками, пропуск трека после продолжительных попыток начать воспроизведение трека, пропуск нескольких треков подряд, вывод сообщения об ошибке с прекращением воспроизведения диска. В то же время с дисками заводского изготовления ничего подобного не происходит, независимо от битрейта.
Выводы экспертов представляются весьма интересными, Но сначала – результаты “проверки на дорожках”. Для этого использовались одни и те же файлы, записанные с разной степенью сжатия и на разной скорости. Кроме того, для точной фиксации результата использовались болванки CD-R и CD-RW разных типов.
Проявляется проблема одинаково: каталог диска считывается успешно в 100% случаев, затем проигрыватель переходит к необходимому треку, но не может (или может, но после нескольких попыток) начать воспроизведение. Для битрейта ниже 192 kbps проблема возникает только в случае низкосортных болванок CD-R и высоких скоростях записи (более 24х). Для битрейта 256 и 320 kbps проблемы были у копий со скоростью записи 24х и 16х. При копировании со скоростью 4х проблема исчезла. Болванки CD-RW показали самые худшие результаты – неоднократно использованные уверенно читаются только при малых скоростях записи (2х-4х), свежие – при 10х. Аналогичная картина наблюдалась не только для файлов MP-3, но и для скоростных копий обычных дисков (CD-R).
ВЫВОД: Содержание дорожки значения почти не имеет – влияет только качество болванки и скорость записи. При высокой скорости записи контрастность дорожек мала, особенно на низкосортном носителе. Поэтому система просто не справляется с потоком ошибок считывания, тут никакое упреждение и повторное считывание не помогут. Возможно, для высокого битрейта требуется большая скорость считывания, или мал буфер данных – но в рамках имеющейся элементной базы изменить что-либо нелегко, производители используют всего несколько чипсетов.
ЧТО ДЕЛАТЬ: При записи на компьютере проблем легко избежать, используя меньшую скорость записи. Тем более что инструкции рекомендуют “…выбирать чистые диски CD-R или CD-RW максимально возможного качества и стараться не использовать максимальную скорость записи” Из доступных CD-R отлично зарекомендовали себя TDK и Verbatim, терпимые – LG (проблемы встречаются). Диски “из колбасы” применять не рекомендуется категорически – ничего хорошего не выйдет, часть из них будет отбракована самим компьютером уже на стадии контроля качества прожига.
Ошибки считывания могут возникать из-за нестабильности потока данных в процессе записи CD-R (переполнение внутреннего буфера или прерывание потока), отклонение от нормы параметров записываемого сигнала, режима работы лазера или скорости вращения диска. В случае некачественной записи положение нередко спасают большие объемы корректирующих кодов, предусмотренные в форматах CD-ROM, однако наиболее надежный режим записи – с предварительным построением образа диска (image). Образ диска формируется во временном файле до включения записи, а затем максимально равномерно и последовательно переносится на диск.
Существует два основных режима записи CD-R: DAO (Disk At Once – весь диск за один прием) и TAO (Track At Once – одна дорожка за один прием). При записи методом DAO лазер включен на протяжении записи всего диска, этот метод наиболее универсален. При записи методом TAO лазер включается в начале каждой дорожки и отключается в ее конце; в точках включения и выключения лазера формируются серии специальных блоков – run-in, run-out и link, предназначенные для связывания дорожек между собой. Стандартный промежуток содержит 150 таких блоков (2 секунды).
Нужно помнить, что материал регистрирующего слоя CD-R/RW более чувствителен к свету, чем материал обычных дисков, и также подвержен окислению и разложению. Кроме того, регистрирующая пленка находится в полужидком состоянии и потому чувствительна к ударам и деформациям диска – например, к его перегибу при извлечении из коробки. Наиболее оптимистичная оценка времени жизни дисков на основе фталоцианина - около 100 лет, однако реальные цифры для большинства современных дисков (цианин и другие материалы) гораздо ниже. Примерная оценка долговечности среднего CD-R на основе массовой статистики – около двух-трех и более лет при аккуратном обращении и около года – при интенсивном использовании в сочетании с неаккуратным обращением (удары, перегибы, воздействие тепла, влажности, яркого света и т.п.). Для качественно изготовленных и записанных дисков при полном соблюдении условий хранения и эксплуатации время жизни оценивается минимум в 10 лет.