---------------------------------А. Макаревич. "Дом"----------------------------------------------------
Переезд на Ленинский проспект совпал с
покупкой машины.
У нас в семье никогда не было автомобиля, и
вообще мне казалось, что машины имеют какие-то
совсем
другие люди, и я, в общем, не видел себя в их
числе. Хотя момент это был чисто
психологический — у Валеры Ефремова,
скажем, уже были «Жигули» кирпичного цвета, и он даже ездил на них с
Кутиковым на юг.
Предчувствуя далекое неизбежное, я на
всякий случай окончил гаишные курсы где-то
на окраине Москвы и получил права, но они
так и валялись без дела. Узнав, что
у меня есть права, мой товарищ Мартин дал
мне порулить (он сам
настоял, правда!), и я тут же въехал в стоящий
у обочины «Москвич». Мартин очень расстроился, а я утвердился в мысли, что нечего
заниматься не своим
делом.
И вот наш директор Валерий Ильич убедил
меня в том,
что время пришло. И тут же продал мне свою подержанную шестую модель «Жигулей».
Валерий Ильич был очень
решительный и напористый человек — я даже
не успел навязать ему дискуссию на
тему «нужна ли мне машина».
Он сказал, что с деньгами мы разберемся
потом, велел мне взять с собой права и повез
меня к черту на рога. У черта на рогах оказался
автосервис, где уже довинчивали
его готовую к продаже «шестерку». Она была белого цвета и очень, между
прочим, по тем временам неслабая.
Демонстративно не обращая внимания на мою робость,
Валерий Ильич удостоверился в том, что я не путаю тормоз с газом, усадил
меня за руль, вложил в руку
ключи, пожелал счастливо добраться и
захлопнул дверь снаружи.
Окаменев от ужаса, я медленно выкатился
на какой-то
проспект. Имея очень приблизительное
понятие о направлении, в котором надо
следовать, я пристроился в зад
первому же автолюбителю и решил, что если
буду двигаться за ним, как тень,
сохраняя дистанцию, то мне по
крайней мере ничего не грозит. Вскоре
выяснилось, что
только на это моих сил и хватает —
самостоятельно следить за светофорами,
дорожными знаками и направлением движения
я уже не могу. К счастью, парень ехал в
нужном мне направлении.
Вскоре мы оказались на Садовом кольце.
Паника постепенно
отступала, ладони высохли. Я даже начал что-то такое тихонько напевать —
для куража. И, расслабившись,
проскочил поворот на Ленинский проспект.
В принципе я знал, что есть такая вещь — «разворот»,
но
чувствовал, что искусством разворота я еще
не владею — это же надо было его
найти, перестроиться, правильно
к нему подъехать, вовремя развернуться, а
потом, где-то
уже у Ленинского, проделать все это еще раз!
И я решил, что проще и
мудрее будет проехать Садовое кольцо по
новой, но уже точно не проскочить нужное
место.
Через два часа я был в родном дворе. Долго
сидел в машине,
смотрел на лампочки на панели, переводил дыхание.
Машина нравилась больше и больше.
Очень сильное первое ощущение от машины (когда
уже
перестаешь психовать по поводу вождения) —
ощущение независимости и
собственной изоляции. Метро, автобус
— любой общественный транспорт, к которому ты
привык, едет туда, куда надо ему. Ваши
маршруты совпадают, пока тебе с ним по
пути. Такси, в общем, едет
туда, куда нужно тебе, но тебя все равно
везут, причем так,
как считают нужным. И вдруг ты — один посреди
города, защищенный от шума, взглядов и
дурной энергетики толпы
своим маленьким железным домиком, и — куда
бы поехать? Некоторое время я просто
купался в этом
сладком одиночестве и свободе, потом —
привык. Жалко, что привыкаешь ко всему
хорошему.
Родители мои по традиции продолжали
снимать на лето
дачу. Происходило это уже не в Загорянке, а в
Валентиновке — на соседней станции, хотя
четких границ между
Валентиновкой и Загорянкой не было. Просто
Загорянка располагалась на
открытом месте, а Валентиновка
пряталась в сосновом бору. Родители уезжали
туда с маленькой сестрой, а я
оставался в городе, избавленный от их опеки
и потому счастливый. Но в выходные навещать
их все-таки следовало.
Несколько раз по дороге к ним я проезжал
мимо удивительного
дома. Он возвышался из-за глухого забора огромным сахарным кубом. В
то время новорусский загородный
стиль — смесь кремлевских палат и
Таганской тюрьмы
— еще не родился, все дачи были такими, какими они были еще при Чехове —
деревянными, ветхими и
трогательными, и белоснежный каменный куб
смотрелся среди них как атомная подводная
лодка среди каравелл и дредноутов. Черные квадратные
окна выглядели неприветливо
и загадочно, звуков изнутри не доносилось.
Говорили про этот дом полушепотом — будто
живет там одинокий
сверхсекретный кагэбэшник, и что под землю еще уходят три этажа и туда
опускаются на лифте. Поскольку
ничего более далекого от моей тогдашней жизни,
чем этот дом, представить себе было нельзя,
то я и не думал о нем вовсе.
Прошло
лет шесть, и я стал потихоньку мечтать о том,
как бы мне перебраться за город. Были тому
свои причины. В квартире подо мной жила
психически нездоровая
тетка, убежденная в том, что цель моей жизни
— свести ее со света.
По этой причине милиция вызывалась ко
мне каждый вечер в 23.00 независимо от того,
что у меня дома происходило. При этом плясок
у меня никогда не бывало, музыка не гремела,
и перекрытия сталинского дома
были достаточно надежно звукоизолированы
— тетка просто питала ко мне какую-то
классовую ненависть. В
медицине это называется «бредом обыденных
отношений». С
милиционерами я давно подружился, выселять меня никто не собирался, но мне надоело
ходить по собственному дому на цыпочках. Я
стал собирать информацию,
и вскоре мне сообщили, что в Валентиновке
продается дом — не дача, а именно дом, как я
хочу. Подъезжая, я
еще не предполагал, что речь идет о том
самом белом чуде.
Хозяин не был похож на секретного
кагэбэшника. Скорее,
он был похож на цыгана из табора. Звали его дядя Паша. Был он жилист и
крепок, черняв и кучеряв, а
рука его при пожатии напоминала
неошкуренную доску. В черных его глазах
читалось некое безумие. Пожав мне
руку, он достал смородиновую наливку
собственного
приготовления, потом — маленькую
деревянную шкатулку,
обитую изнутри алым шелком, из нее — крохотный
серебряный стаканчик, налил граммов десять
и предложил пригубить за знакомство. Потом
рассказал свой вчерашний
сон — как он приезжает на Красную площадь
за рулем большого говновоза и выливает все
содержимое на могилу
Брежнева. (Чем ему так насолил Леонид
Ильич — не знаю. Судя по тому, что в комнатке
у него висел
портретик Сталина, ему следовало скорее не любить Хрущева.)
Потом мы пошли смотреть дом.
Дом меня потряс — отнюдь не
роскошью, нет. Роскошью там как раз не пахло. Потрясал он
дерзким полетом мысли
при полном отсутствии знакомства с
архитектурной
школой и эстетическим опытом человечества,
накопленным за
тысячелетия. Это была воплощенная мечта
пожарного (а дядя Паша и оказался пожарным)
о красивой жизни. В этом
ощущался какой-то дикий рок-н-ролл. Дом был
абсолютно пуст, вычищен до блеска и готов
к продаже. Я должен описать его в деталях.
Вход не имел ступенек, и пол первого этажа
находился на одном уровне с землей (я долго
потом изумлялся — почему это весной при
таянии снега в дом не натекает
вода? Так ни разу и не натекла). Крохотная
прихожая вела в узкий коридорчик,
который упирался в маленькую
кухоньку. В углу кухни горделиво стоял аппарат
отопления, так называемый АГВ, занимавший
треть площади, стены были увиты трубами,
как в подводной лодке. Из
кухоньки шли две двери — во двор и в совсем уже
микроскопическую баньку. (Там было так
низко и тесно, что
однажды одна девушка манекенных пропорций
не смогла сложиться пополам и пришлась
попой прямо на раскаленные камни.) Из
коридорчика еще можно было попасть в гараж,
сделанный как раз просторно и грамотно,
даже с ремонтной ямой (дядя Паша говорил,
что в жаркое время он наливал в эту яму воду
и там купался. Судя по
гаражу, к потенциальному автомобилю дядя
Паша относился лучше, чем к людям), и в
угловую каморку,
величиной ровно с тахту, которая там стояла
— тут дядя Паша и жил, ожидая покупателя.
Из прихожей же лестница, то
есть натуральный лестничный блок,
используемый при строительстве хрущевских
пятиэтажек, вел на второй этаж. Там уже
можно было распрямиться, не рискуя въехать
головой в потолок. На
втором этаже располагалась единственная
большая и светлая
комната (я сразу решил сделать в ней мастерскую)
с четырьмя окнами на две стороны, ванная, сортир
и две спальни — спальни как спальни.
Отсюда узенькая
металлическая лесенка вела к люку, откинув который, вы попадали на
третий уровень. И это был гвоздь программы — вы оказывались на
квадратной площадке, открытой всем ветрам,
— рядом шумели вершины сосен, под вами
лежала низенькая Валентиновка, по периметру
площадки шел цоколь высотой сантиметров семьдесят и
шириной в метр, он был наполнен землей, и там густо росли огурцы!
Это были висячие сады Семирамиды.
Увенчивалось сооружение зеленой плоской
крышей.
Дядя Паша говорил, что
собирался установить на крыше карусель. Я отнес это на счет его
странноватых шуток,
но пару лет спустя, борясь с осами, влез под
самые перекрытия
и, к изумлению своему, обнаружил там мощную ось и огромный
подшипник. Карусель, ей-богу, органично
дополнила бы общую картину.
Также планировался лифт с первого на
второй этаж (слухи все-таки имели под собой какое-то
основание) — не для людей, а маленький,
чтобы подавать из кухни в большую
комнату, которую дядя Паша мнил гостиной, всякую еду, а потом отправлять вниз
грязную посуду.
При всем этом перекрытия в
доме были почти метровой толщины и спокойно выдержали бы
ядерный удар. Дом вообще был невероятно
прочный, хотя сделан был черт знает из чего
— дядя Паша строил его один своими руками более десяти
лет на свою зарплату пожарного под постоянным прицелом
глаз завистливых соседей и бди- . тельного ОБХСС.
Надо еще помнить, что дело
происходило в советские времена,
когда купить ничего, кроме гвоздей, было
нельзя, кирпич, бетон и доски можно было
только достать, а
всего остального просто не существовало в
природе. Поэтому основную часть
исходных материалов дядя Паша находил на помойке (во всяком
случае в перекрытиях были
задействованы бетонные плиты с немецких блиндажей),
а на все, что приходилось покупать или доставать,
он хранил копии чеков — видимо, поэтому его
и не посадили.
Также приходилось воевать
со всякими архитектурно-строительными
комиссиями — существовали очень жесткие
нормативы относительно того, каким может
быть, а точнее, каким не может быть загородный
дом: не больше
такой-то площади, не выше такой-то высоты, по
строго утвержденному плану, и не
дай тебе бог от этого плана
хоть на сантиметр отступить — очень уж дяди
Пашин дом
был по духу далек от подмосковной дачки, это
не могло не раздражать.
Дядя Паша победил всех. Он строил дом для
себя, сражаясь
со всем человечеством. В процессе строительства к нему подкатывали
разные люди с предложением продать им это
чудо. Он и слышать ничего не хотел — цена
не имела значения.
И в тот момент, когда дом оказался
достроен, дядя Паша
вдруг понял, что он перестал ему быть нужен
— он интересовал его только как
объект творчества и приложения
сил, а жить одинокий дядя Паша продолжал в
крохотной нижней каморке, не
претендуя на остальную жилплощадь.
Стало ясно, что надо расставаться с
законченным творением, уже не нуждающимся в
дяди Пашиных руках,
сниматься с якоря, перебираться в другое
место и начинать строить новый дом —
для себя. И в этот момент
переосмысления жизненных ценностей
появился я.
Дом совершенно подкосил меня своей
несуразной свободой.
Всегда, когда мне что-то нравится, я примеряю это на себя — мог бы я
придумать такое или нет? Такое
я придумать не мог (я уж не говорю —
построить, для этого я вообще не создан,
и самым для меня большим
горем в жизни является ремонт). Дядя Паша
назвал сумму, по тем временам
огромную — это было все, что я накопил
тогда в своей жизни. Я, по-моему, даже не стал
торговаться (через
полгода грянули гайдаровские катаклизмы, и я в очередной раз
возблагодарил своего ангела).
Мы объехали десяток каких-то жутких контор (пугающие,
непонятные заклинания — РЭУ, БТИ, кадастр. Красивое,
кстати, слово — кадастр), подписали
какие-то бумажки, заплатили какие-то налоги —
и дом стал моим. Дядя
Паша пожал мне руку и отбыл в неизвестном
направлении с портфелем моих денег.
Я почувствовал себя капитаном на
огромном, пока еще
не слушающемся меня корабле.
При
невероятном взлете пожарной фантазии, с
которой был создан дом,
не все мелочи, мягко говоря, были в нем продуманы — дядя Паша мыслил
широкими пластами. К
водопроводу, например, дом подключен не был
— вода с помощью
электронасоса подавалась на третий этаж,
где располагались две емкости из
нержавеющей стали (дяди Пашина гордость) — для
горячей и холодной воды. Горячая вода
проходила через АГВ и шла на умывание, а
заодно и в батареи.
Вода в баках периодически кончалась, и
следовало, не
дожидаясь этого, но руководствуясь
исключительно интуицией, открыть краны на
трубах (все это находилось на
кухне) и включить насос. Насос включался
просто — надо было,
перегнувшись через тумбочку, найти лежащий
на полу провод с вилкой и воткнуть его в
розетку, расположенную неподалеку. Вскоре баки
наполнялись, и вода
начинала хлестать в раковину через
специальную трубку
перелива. Это был знак к тому, что пора опять
лезть за тумбочку,
выключать из розетки насос и тут же закручивать краны на трубах, чтобы вода
не ушла обратно в колодец. Все это надо
было делать быстро и собранно, и не дай бог
пропустить момент, когда баки наполнятся
— трубка перелива была небольшого диаметра,
она не справлялась с избытком воды, вода шла
через край, и в доме случалось дежурное
наводнение. Вскоре я
освоился с этим ритуалом и совершал его каждое
утро даже с удовольствием — это помогало
настроиться на ритмы дня.
Третий
этаж я застеклил по периметру, уверившись в затее
сделать там зимний сад (единственная
доделка, на которую меня хватило). Строго
говоря, сад был, конечно,
не зимний — на третьем этаже не было
отопления как
такового — но большая теплица все-таки
получилась, огурцы и помидоры росли отменно, и
было очень красиво,
выйдя из баньки и поднявшись наверх с рюмкой
водки, закусить помидорчиком прямо с ветки.
Снаружи Белый дом (а его только так и
звали) имел не
гладкую поверхность, а был выделан
рельефными ромбиками (на языке
архитекторов это называется руст).
Дядя
Паша в свое время признался мне, что долго
как художник мучался с фасадом — не знал,
чем его украсить, пока
не нашел однажды на помойке, где он проводил основное время в
поисках стройматериалов, белый
пластмассовый флакон из-под какого-то пятновыводителя
— и вот это флакон был покрыт как раз такими
ромбиками.
Учитесь видеть прекрасное в
повседневности! Покрытый ромбиками дом нес в своем облике что-то
неуловимо
восточное, и вечером, со светящимся садом
огурцов на
третьем этаже, был похож, по определению
Сергея Соловьева, на
мавзолей Чойбалсана. Я никогда не видел мавзолей Чойбалсана, но режиссеру
хотелось верить.