---------------------------------А. Макаревич. "Дом"----------------------------------------------------
Довольно
рано я начал жить один.
То есть сначала я жил вместе со своей
бабушкой в крохотной
однокомнатной квартирке на Комсомольском
проспекте. За стеной, в нормальной квартире,
жили родители с маленькой моей сестрой —
мама каким-то образом все это устроила
путем хитроумных обменов.
Бабушка умерла, и я остался в квартирке
один. Кухня у
меня отсутствовала, так как мама настаивала,
чтобы ел я у них и по возможности на ее
глазах, и из кухни получилась
вторая, совсем уже малюсенькая комната.
У одной стены стояло пианино, а у другой —
старая немецкая
фисгармония, доставшаяся мне от уехавшего в Америку Фокина. Между
инструментами оставалась узкая
щель, в которую с трудом входил вращающийся
табурет, и можно было,
поворачиваясь на 180 градусов, играть
то на одном, то на другом.
В другой комнате располагался маленький
диванчик, у
которого сбоку выдвигалась полочка, на нее
клалась подушка со спинки того же
диванчика, и он становился
соизмеримым с человеческой длиной — на нем
можно было спать. Правда, в этом
случае в комнату было уже
не войти, не выйти — полочка с подушкой перекрывала дверь.
Еще в комнате находилась радиола «Симфония»
— шик
начала семидесятых — две здоровенные
колонки на рахитичных ножках, затянутые
веселенькой желтой тканью,
и между ними — длинный гроб с музыкой. «Симфония»
осталась у меня от уехавшего в Америку
Игоря Саульского.
(Отъезды, кстати, тогда были совсем не то,
что сейчас.
Человек уезжал на другую планету, и было
совершенно ясно, что не увидимся мы
уже никогда. К тому же любой отъезд рассматривался как акт
безусловно антисоветский,
поэтому до последней минуты о нем говорилось только шепотом или не
говорилось вообще — из желания
не навредить ближним. Да и себе: между
прочим, советская власть неохотно
расставалась со своими сыновьями, могла в
последний момент передумать и не отпустить.
Поэтому ходил человек как ни в чем не бывало,
общался, шутил, только, может быть, иногда
казалось — нервничает
как-то, а потом вдруг приглашал тебя на
проводы, и в квартире уже пусто, потому что
продана и мебель и
квартира, и в кармане у него билет на утренний
самолет, и прощались навсегда, и все равно
гуляли шепотом и все
время выглядывали с балкона — не стоит ли у
подъезда какая-нибудь черная «Волга».)
Еще в комнате была книжная
полка, и у окна — стол с чертежной доской и рейсшиной. Я уже
учился в Архитектурном,
и отец, когда делал проект дома, приходил работать
ко мне.
Из всей «Машины» я был
единственным обладателем такой
роскоши, как отдельная квартира, поэтому
сидели все у меня.
Еще можно было сидеть во дворе или в
подъезде — для посещения четырех имевшихся
в Москве кафе — «Московское», «Космос», «Метелица»
и «Октябрь» — требовались
деньги: рубль — швейцару за вход, так как мест
нет, и хотя бы рубль тридцать две на девичий
коктейль с замысловатым названием «Шампань-коблер».1
Мужской коктейль, «Юбилейный» — коньяк
с ликером — стоил уже
рубль восемьдесят пять. В домашних условиях
• на эти деньги можно было упиться
портвейном. (Огнетушитель
«Розового противного» — рубль двадцать
семь!) К тому же в «Московское» нас,
молодых и волосатых, еще
как-то пускали, а в остальные — не всегда.
Сидение у меня состояло из
выпивания упомянутого напитка, слушания музыки и споров о ней же.
В подвале дома
находилась непонятная пустая комната, и
одно время
мы там репетировали — пока не взвыли жильцы.
К сидениям нашим родители
мои относились на удивление лояльно. Иногда приходили девушки,
но тут мама проявляла
потрясающую бдительность. Невероятным образом по щелчку замка — как
я его ни смазывал — она определяла пол и
количество моих гостей, даже если дамы шли
от лифта, сняв туфли и неся их в руках. Тут же
раздавался телефонный звонок, и мама
интересовалась, что это девушки делают так
поздно в гостях и не пора ли им домой.
Не ошиблась она ни разу. Конечно, можно было не отпирать дверь и пойти на конфликт,
но праздник все равно
оказывался испорченным. Как мне иногда
удавалось ее
перехитрить — одному Богу известно.
Потом я вдруг женился и
переехал на Ленинский проспект. Но к этому моменту началась
гастрольная жизнь, и
ощущение дома перенеслось скорее на
гостиницы, чем на новую квартиру — в ней я
проводил меньше времени.
Я до сих пор обожаю
гостиницы. Мне кажется, я совершенно спокойно мог бы в них жить,
переезжая с места на место и не заботясь
домом, в который нужно возвращаться.
Во-первых, я очень люблю
путешествовать. Причем путешествие люблю именно за отъезд, а не
за возвращение.
Во время поездки звонки домой даются с
трудом: мне все время
кажется, что там какие-то неприятности, а я все равно не смогу помочь, находясь
далеко, и только
изведу себя и близких. Номер гостиницы —
идеальная вещь, если тебе надо работать,
а, допустим, не очень хочется:
дома у тебя масса соблазнов на что-нибудь отвлечься,
а в номере отвлечься не на что — нет ничего лишнего.
И телефон молчит и не приводит тебя в исступление,
как это бывает дома, когда час не можешь
отойти от него
больше чем на два шага, отвечая на всякую
ерунду, а выключить все равно не можешь — а
вдруг что-то важное и срочное, а тебя не
найдут?
Всю жизнь завидовал людям,
которые легко выключают телефон. Хотя если задуматься —
почему это человек,
звонящий по телефону, приобретает такое
преимущество
в праве на контакт? Вот вы сидите за столом,
и в гостях
у вас очень хорошие люди, и пошла замечательная
беседа, и вдруг — звонок, и вы прерываете
дорогого вам
человека на полуслове, ставите на стол
рюмку, опрокидывая
стул, бежите к ненавистному аппарату и слышите
абсолютно неинтересный вам голос: «Привет.
Ну, как у тебя дела?» (А есть категория
знакомых, которые умудряются
звонить тебе исключительно в таких ситуациях.)
Все это равносильно тому, что вдруг
открылась дверь, вошел
некто и, перебивая всех, заговорил о своем.
И все равно бежим к телефону!
Но вот интересно — в гостинице я могу
выключить телефон с легким сердцем. Все равно для
всех я уехал, а если что-то очень нужно своим
— я в соседнем номере, постучи в дверь. А если ты на гастролях
со своей командой,
то гостиница дает идеальные возможности
как для общения, так и для самоизоляции. Две
минуты — и мы вместе, и еще позвали, кого
не хватает, и не надо ему ехать
к нам из Чертанова, он этажом выше, а устал —
в двух шагах твой номер, а там уже кем-то все
прибрано, постель
заправлена и в ванной чистые полотенца.
Конечно, гостиницы, в
которых мы останавливаемся сегодня, это совсем не те гостиницы, в
которых мы жили в
восьмидесятом — с запахом дуста и горелого
лука из буфета, который
закрылся за десять минут до твоего возвращения с концерта.
Вообще надо было очень
сильно ненавидеть человека, чтобы придумать во всех деталях
гостиницу советских времен.
Отголоски этой ненависти я наблюдаю до сих пор
— если номер двухкомнатный (так называемый
полулюкс), то непременно телефон и
телевизор будут стоять в одной комнате,
а кровать — в другой. Ну какой идиот
смотрит телевизор, сидя на стуле?
Бдительность швейцаров не
знала границ. Визитки при входе проверяли, как пропуска
на секретный объект. Для проведения
в гостиницу знакомых (преимущественно женского
пола) существовали разные способы.
Проще всего было отдать
свою визитку даме, а самому идти чуть сзади, устало улыбаясь и
пряча лицо в цветах. Следовало, правда,
учитывать, что в некоторых гостиницах в свете
борьбы именно с этим способом визитки
различались на мужские и женские — скажем,
голубые и розовые.
В большой компании
практиковался метод под названием «Константин Заслонов» — когда шесть
человек плотно
окружали швейцара, тряся визитками и
одновременно
крича: «А который сейчас час? А на каком
этаже буфет?
А что, он уже не работает? А как пройти в
библиотеку?»
В этот момент девушки, пригнувшись, просвистывали
в лифт. Правда, если все это удавалось, это
еще не
означало окончательной победы — дежурная
по этажу,
учуяв подозрительное, могла стукнуть вниз
администратору,
и тот вызывал милицию, и милиция
вламывалась в номер с криками: «Проверка!
Почему темно?»
Вопросы питания решались
проще. На случай, когда директору коллектива не удавалось
договориться с официантками
ресторана, любящими молодежное искусство, чтобы нам
оставили чего-нибудь в кастрюльке, у нашего осветителя Саши
Заборовского был специальный чемоданчик.
Содержимое его включало электроплитку, кипятильник,
кастрюльки и сковороду. Поскольку все перечисленное
было строжайше запрещено к хранению в
номерах гостиницы (вплоть до выселения), то
чемоданчик каждый день уносился на
концертную площадку,
а после концерта приносился обратно. Кроме
электроприборов и
посуды, в чемоданчике хранились соль, перец
и запас сухих супов в пакетиках — так
называемый «суп-письмо». Какие-то исходные
продукты покупались днем, и в принципе
этим можно было закусывать.
Что касается водки, то в целях сокращения
ее потребления, а также в целях повышения
материального благосостояния
Заборовский создал следующую схему. Днем
он покупал несколько бутылок водки в
магазине по 4.12 и прятал
их в тумбочку. Ночью, если все, принесенное
другими, кончалось, а продолжить хотелось
безудержно, Заборовский открывал
тумбочку и продавал оттуда
сам себе бутылку водки, но уже по
ресторанной цене — 8.00.
Он заработал кучу денег.
Удивительное это ощущение — когда ты
стоишь за кулисами, и тебе выходить через десять
секунд, и у тебя отвратительное
настроение, и что-то болит, и ты только что
вдрызг разругался со своим директором, и
ненавидишь и
свою музыку, и самого себя, и выталкиваешь
себя на сцену, и через каких-то полтора часа
уже совсем другим
человеком — мокрым и счастливым — бежишь обратно
в гримерку, а зал еще ревет, а еще через двадцать
минут ты уже в гостиничном номере, и стол
накрыт простыми и
правильными вещами, и водочка разлита, и
вокруг тебя самые близкие и хорошие люди, и
ты опять сделал
вместе с ними чудо, и ничего у тебя уже не болит,
и даже директор твой не такой уж засранец, и
просыпаешься на следующее утро и думаешь —
что же так хорошо?
В
гостиничные рестораны мы не ходили. Во-первых,
это было дорого. Во-вторых,
до закрытия оставалось полчаса, и разгул отдыхающих был в апогее.
Если все-таки выбора
не было и поход в ресторан становился
неизбежным, то следовало помнить о трех
ошибках, возможных при
посещении.
Если тебя окликали по имени и ты
оборачивался, то ты
совершал первую ошибку. После этого к тебе
подходил местный житель и говорил
примерно следующее: «Андрей
Вадимович, извините, пожалуйста, я понимаю,
что вы устали и все такое, но моя жена без
ума от ваших песен, а у
нее сегодня день рождения, вы не подойдете на
секунду буквально к нам за столик ее
поздравить?» И если ты
соглашался, то это была вторая ошибка. На
своей территории тон местного жителя
менялся. «Андрюха, можно я на «ты»? Я
смотрю, ты такой простой парень, а мне
всякую херню про тебя рассказывали. Слушай,
давай выпьем — ты мужик и я мужик!» И
если ты, мечтая уйти,
выпивал, это была третья ошибка. Ибо дальше
следовало: «Андрюх,
слышь, иди спой чего-нибудь! Ты чего, в натуре, не русский, что ли?»
До сих пор ненавижу рестораны с музыкой.
https://avroramodels.info/sochu - знакомства для мужчин без серьезных отношений