Универсальный звук советского рока.

 Два мира встретились - и оказалось, что они не слишком разные -  когда русская рок-звезда посетила Шарлотту.

(The Charlotte Observer. Thursday, December 10, 1987,
By Kathy Haight)


     Было заполночь и в Double Door Inn. плавали блюзы.  "The Assassins",  группа из Вашингтона, из шести человек,  была на сцене, когда к ним присоединился гость из зала - заигравший на электрогитаре со всей страстью блюзмена  Миссисипи.
     Если бы конферансье не представил  его, никто не догадался бы, что появившийся гитарист - русский.
     Андрей Макаревич, один из самых популярных рок-звезд Советского Союза, чувствовал себя на сцене Double Door так же свободно, как и ребята с которыми он сейчас играл джем.
     И всего за три минуты блюзовой музыки в Double Door на прошлой неделе, Макаревич добился того, чего руководители наших стран добивались многие годы: сквозь культурные барьеры прорваться к аудитории и установить с ней котакт
     Как сказал вслух своей подружке один из зрителей в Double Door : "Если он играет хорошую музыку, мне все равно, откуда он."
     Макаревич, которому исполнится 34 в эту пятницу, и еще 10 советских гостей, приехали в Северную Каролину на 15 дней как участники обменной программы "Мосты Мира"
     Они прибыли в Каролину на прошлой неделе, за 6 дней до встречи в верхах лидера Советской страны Михаила Горбачева и президента Рейгана, и приняли участие в конференции  "Создавать мир, свободный от стереотипов" в Chapel Hill.
     В то время, как вся страна была сфокусирована на Американо-советских отношениях, Макаревич убедительно показал, что вне зависимости от правительства, советские люди необыкновенно схожи с американскими.
     Он передал эту информацию через свою музыку: и когда пел баллады в парке Майерс Пресвитерианской церкви; и когда участвовал в джеме с Jamie Hoover и Pat Walters, членами группы "Spongetones", в звуковой студии "Reflection"; и когда пробовал bluegrass - аккорды на своей новой гитаре, купленной в звуковой студии "Lamon".
     Его музыка - рок-музыка - универсальна.
     На прошлой неделе в Шарлотте Макаревич рассказывал о своей жизни как советского музыканта и о том, как тинейджеры  60-х, так же, как и американские, выросли на культуре "Битлз", "Роллинг Стоунз", Джими Хендрикса и "Лед Зеппелин".
     С 1969 года Макаревич является лидер-гитаристом, исполнителем и автором песен московской группы "Машина времени", воодушевленного "Битлами" рок-квартета, две-три песни которого ежегодно занимают позиции №1 в советской Лучшей Двадцатке .
     Сын архитектора - отца, и матери - научного сотрудника, он рос на звуках Joan Baez и Peter, Paul and Mary. И, как большинство американцев его возраста, он живо и отчетливо вспоминает то время, когда  впервые услышал "Битлз".
     Это был 1967 год, когда его отец, архитектор советской выставки "Expo' 67" в Монреале, привез с собой из Канады альбом лучших хитов " A Hard Day's Night".
     В то время платинки "Битлз" не продавались в России, а группа регулярно критиковалась советскими средствами массовой информации.
     то было как волшебство", - говорит Макаревич о музыке "Битлз", отражая чувства сотен американских рокеров, кто создавал свои первые команды только услышав "I Want to Hold Your Hand".
     ы услышали звук, и, я не могу объяснить почему, но у каждого, каждого молодого человека возникало огромное желание создать группу, играть и петь.
     Конечно, несколько лет  мы знали только "Битлз" , "Роллинг Стоунз" да "Манкиз" Затем неожиданно появилось много музыки, новых видов музыки. Джимми Хендрикс появился, а затем "Cream", а затем "Ten Days After", а затем "Лед Зеппелин" и "Deep Purple" вместе."
     В конце 60-х, подростковые команды распространились по всей Москве. Юные музыканты учились играть на гитарах, слушая записи, и старались писать песни на английском, потому что казалось невозможным петь рок-н-ролл по-русски.
     Электрогитары были дефицитом, поэтому Макаревич и его друзья отрывали шнуры от телефонных аппаратов, чтобы сделать электрозвукосниматели для своих акустических гитар. Они подключали гитары к радиоприемникам или телевизорам для усиления, потому что  настоящих усилителей еще не было до недавнего прошлого.
     Первая песня, написанная Макаревичем, была сделана по образцу заглавной песни битловского альбома "St. Pepper's Lonely Heart's Club Band". Слова были на английском, но это было незадолго до того, как советские группы начали писать песни на своем родном языке.
     о образованию я архитектор, - рассказал Макаревич. - Я проработал архитектором несколько лет. Архитектура и музыка боролись внутри меня, и музыка победила"
     В 1979 году, после 10 лет занятия музыкой как всепоглощающим хобби, Макаревич и его группа были приглашены на прослушивание государственной организацией, занимающейся проведением концертов и обеспечивающей оборудование музыкальным группам.
     Организация утвердила  команду, как одну из первых профессиональных рок-групп в Советском Союзе.
     есколько пожилых мужчин вошли в пустой зал и расселись в темноте, - рассказывает Макаревич,  - Мы играли так громко, как только могли, и неожиданно они сказали: "Хорошо, все нормально. Вы приняты."
     Вскоре "Машина Времени" выступала по всей России - кроме родного для команды города Москвы, где, как пояснил Макаревич, группа не нравилась мэру и он разрешил их концерты только два года назад.
     Группа снималась в кино, был продан 1 миллион копий их первого альбома и 500 тысяч второго. Вышел и третий диск, в конце ноября, как раз когда Макаревич уехал в Соединенные Штаты.
     Слушая записи (выпущенные государственной фирмой "Мелодия"), вы сможете почувствовать сильное влияние "Битлз", "Пинк Флойд", "Dire Strates" и других знакомых групп. Большинство песен - на русском языке, исключая несколько песен на английском, которые появятся в следующем альбоме.
     Группа выступала в Японии, Греции, Восточной Германии, Польше и Болгарии, а  в следующем году члены группы надеются выступить и в Соединенных Штатах.
     Если они приедут в Америку, то обнаружат много общего. Включая Макаревича, многое на советской рок-сцене является отражением  американского рока.
     Это видео и фаны, панк-рок и хэви-металл группы, ночные клубы для танцев и концертов, вроде "Птеродактель-Клуба" в Шарлотте. В Советском Союзе продается и множество более поздних американских и европейских рок-альбомов.
     Одетый в выцветшие джинсы и белые кроссовки, во время визита в "Птеродактель - Клуб" на прошлой неделе, Макаревич легко растворился в толпе зрителей концерта "BoDeans" и заметил, что американские фаны  выглядят точно так же, как посетители московских клубов.
     Как Брюс Спрингстен, Билли Джоэл и другие рокеры, он женат на модели. У него и его жены Аллы пятимесячный сын Иван. У них есть отечественная машина и живут они в московской квартире.
     Что "не так" в советском роке - кроме государственных концертных организаций - так это деньги, зарабатываемые артистами и, до недавнего времени, свобода  выражения в стихах песен.
     Все профессиональные рок-группы получают одинаковую зарплату, вне зависимости от продажи записей и  концертных сборов. Авторы песен, работающие в группе, получают несколько больше, чем музыканты; Макаревич сказал, что от 2.000 до 4.000 рублей в месяц (приблизительно от $3.260 до $6.520) ему вполне хватает на то, чтобы комфортно жить.
     нутреннее чувство нормального человека подсказывает, что если твоя группа популярнее, чем другие, значит, ты будешь больше получать, - говорит Макаревич. - И поэтому, зачем я должен стараться делать лучше, если  я получу те же самые деньги, ничего не делая? Но теперь все поняли, что это неправильно и уже начались перемены.Я надеюсь, что спустя год, мы их увидим."
     В свои ранние годы как автор-исполнитель, Макаревич научился использовать метафоры, обходя запреты правительственной цензуры на стихи социального и политического содержания.
     Тогда, когда было запрещено писать о советских гражданах, бежавших в другие страны, он пишет о перелетных птицах. В другой песне он описывает советское общество 10 лет назад, как своеобразный театр марионеток, где он поет: "Вы не можете увидеть хозяина. Он далеко наверху и невидим. Но если он решит потянуть за нитку, вы поднимете руку".
     За последние полтора года, когда, благодаря политике гласности, возросла открытость советского общества, по словам Макаревича, рок-группы получают больше свободы в своем поэтическом творчестве.
     ейчас пропала необходимость писать о животных, - говорит он, - Я могу писать о людях. Но в течение 15-ти лет я писал о животных, и это немного ново для меня, менять свой язык и свою манеру."
     Во время своего визита в Шарлотту, когда он не был занят музыкой, Макаревич обращал внимание на многие моменты здешней жизни, удивившие его.
     Меньше, чем в Советском Союзе, людей, курящих сигары или сигареты. В Шарлотте вы можете оставить свой автомобиль незапертым, не думая о ворах. Не так много людей на мотоциклах, как он предполагал, и чаще, чем в его родной стране, можно встетить женщин за рулем машины. Андрей не разрешает  своей жене водить машину, потому что боится, что она ее разобьет.
     А еще, когда пришло время выбирать себе электрогитару, разнообразие цветов, форм и размеров в местных магазинах было невероятным.
     Рассматривая Рождественские витрины в секции гитар магазина "Reliable Music", Макаревич сказал: "Если я сфотографирую этот магазин и покажу фото некоторым московским музыкантам, они просто умрут! Выбор невероятный! Тут слишком много гитар. Я даже просто не знаю, на чем остановиться".
 

Перевод с английского Red Rose.

Желающие узнать официальную часть пербывания А.Макаревича в числе русской делегации в США в 1987 году могут прочитать эту статью.(RR)