Список форумов Машина Времени Машина Времени
- Форум сайта -
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   СтатистикаСтатистика   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   ВходВход 
ДневникиДневники   

Наиль Короткин, "Автограф" и звукорежиссерские при

Пользователи, просматривающие этот топик: зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0
Зарегистрированные пользователи: Нет
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Машина Времени -> Машина Времени
 
Автор Сообщение
RedRose
Администратор





Дата регистрации: 08.01.2001
Сообщения: 9316

СообщениеДобавлено: Wed Aug 25, 2004 19:46 Ответить с цитатой

Тут всвязи с вопросом товарища с "Нашего радио", уличила себя саму в тотальном невежестве - ну никак не могла вспомнить отчество бывшего звукорежиссера "МВ" Наиля Короткина. Не могла вспомнить, потому что никогда не знала Smile . Когда я его знала, он был молодой парень, никак не наталкивающий на мысль обратиться к нему по имени-отчеству. Wink Так этот пробел у меня и остался. Sad Решила глянуть, что по этому поводу говорит Интернет. Интернет по этому поводу ничего не сказал, зато я случайно наткнулась на интереснейшее интервью с вышеуказанным звукорежиссером, которое и предлагаю вашему вниманию.
Взято - тут: http://www.show-master.ru/archive/16/64.shtml

“Бюро счастья” – первый российский мюзикл

Помните, когда Остап Бендер спросил Шуру Балаганова, сколько тому нужно денег для полного счастья, Шура, не задумываясь, ответил: “Cто рублей”. “А сколько нужно денег для технического оформления современного мюзикла?” – с этим и другими вопросами я отправился в ТО “Автограф”, команда которого осуществляет техническую поддержку мюзикла “Бюро Счастья” с участием таких звезд, как Людмила Гурченко, Александр Михайлов, Николай Фоменко, Алена Свиридова и Гидеминас Таранда. Музыкальную часть спектакля оформил эстрадно-симфонический оркестр под управлением Константина Дмитриевича Кримца. Критика отмечала, что премьерный показ и все последующие постановки прошли на “ура”. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз не услышать.

С интересующими меня вопросами я обратился к одному из ведущих звукорежиссеров ТО “Автограф” Наилю Короткину, поскольку именно Наиль занимался комплектацией звукового оборудования для спектакля и обслуживает его сегодня.
Александр Веселый: Наиль, когда я слушал мюзикл, то обратил внимание, что оркестр играет вживую, артисты поют не под фонограмму и за все это отвечает один человек, то есть ты. Не трудно?
Наиль Короткин: Да что ты! Нам к трудностям не привыкать. На спектакле за пультом я всегда один, но ребята из “Автографа” тоже при деле. Когда мы (идеолог проекта Сергей Сенин, мой шеф Юрий Фишкин и я) первый раз собрались для обсуждения этого спектакля и составили техническое задание, то пришли к выводу, что суммы, выделенной на приобретение звукового оборудования в полном комплекте, явно не достаточно. Поскольку артисты должны были работать с оркестром из 40 человек, то над оборудованием для спектакля пришлось крепко подумать. При этом были еще специальные требования. Например, для главных действующих лиц кроме радиомикрофонов headset’s требовались in-еar мониторы. Поэтому, составив спецификацию и схему в соответствии с тем количеством каналов, которые мне были необходимы, я начал работать.
А.В.: Когда критикуют того или иного исполнителя, часто вспоминают техническую группу, мол, столько аппаратуры поставили, а эффект – на копейку. Насколько мне известно, у вас все было рассчитано точно. Расскажи, пожалуйста, какими критериями ты руководствовался при выборе оборудования?
Н.К.: У меня большой опыт, и многие решения уже давно стали очевидны. Во-первых, часть оборудования приобрели у московских дилеров. Другую часть предоставил в аренду ТО “Автограф”. Учитывая, что бюджет был ограниченным, пришлось пойти на компромиссы. Например, при выборе ушных мониторов фирмы Garwood мы приобрели один передатчик и пять приемников. Во-вторых, планировалось, что мюзикл будет гастролировать, поэтому оборудование отбирали наименьшего размера и веса, но с максимальным набором возможностей. Учитывались все факторы: количество кабелей, время, необходимое для разворачивания, подключения и настройки оборудования. Дело осложнялось тем, что с артистами работает оркестр, который забирает максимальное количество каналов в микшере, а это ни много ни мало 28 микрофонов.
А.В.: Расскажи подробнее о микшерном пульте. Насколько я понял, одна FOH консоль обслуживает одновременно РА систему и мониторинг. Это тоже связано с ограниченным бюджетом?
Н.К.: И да, и нет. Опираясь при выборе оборудования на главный критерий – соотношение “качество/возможности/цена”, я рассматривал несколько вариантов пультов как FOH, так и мониторных, но когда стало очевидно, что мы не вписываемся в бюджет, пришлось отказаться от мониторного пульта. Что на самом деле не есть хорошо особенно при работе с ушными мониторами, но об этом чуть позже. Когда настал черед выбора FOH консоли, после внимательного обзора профессионального рынка я остановился на двух вариантах: Soundtracs – Megas или Soundcraft – K2. Оба имеют 40 моноканалов. Передо мною стояла задача: оркестр – 28 моноканалов, артисты – 8 моно, Back Vocal – 4 моно, носители музыкального материала – 2 стерео, Effects Return – 3 стерео, добавим сюда все Pre/Post aux: 2 aux – мониторы in-ear стерео, 1 aux – Side Fills для сцены, 1 aux – монитор для клавиш и 3 aux Post для эффектов – то получается 40 моно каналов и 7 aux. После тщательного изучения пультов я выбрал Soundcraft K2. Меня полностью удовлетворила его конфигурация: 40 моно, 4 стерео, 4 стерео effects return, 8 aux (плюс к этому 128 Mute Programs и 8 Mute Groups); отличное качество, небольшие габариты и вес, небольшая цена. Тем более, что с консолями английской фирмы Soundcraft я знаком давно. Таким образом, я определился с самым главным инструментом звуковой системы – FOH пультом, который как ты понимаешь, включил в себя функции мониторинга. К тому времени стало точно известно, сколько будет артистов, какой состав оркестра и в каких залах будет играться мюзикл (залы обязательно должны иметь оркестровую яму). Все встало на свои места.
А.В.: Отличное решение! К оркестру мы еще вернемся, с пультом все ясно, а что было дальше?
Н.К.: Как всегда, остро встал вопрос об основной системе звукоусиления. Проблему, как я уже говорил, разбили на две части. Основную РА-систему, микрофоны для озвучивания оркестра и часть приборов обработки предоставил в аренду ТО “Автограф”. Акустические системы с усилителями суммарной мощностью 15 кВт по синусу, всегда обеспечивали ровное покрытие звуковым давлением в тех залах, где мы работали. Soft Sound – это то, что надо для этого спектакля, поэтому мы остановили свой выбор на громкоговорителях Stage Acсompany. Чтобы быть полностью уверенными в надежности РА-системы, в качестве основного FOH эквалайзера мы поставили двухканальный BSS FCS-960. Этот прибор зарекомендовал себя с лучшей стороны и вряд ли может испортить звук. Другим прибором, которым мы дополнили общую систему, стал эквалайзер BSS FCS-930, предназначенный для прострелов на сцене. Поскольку Side Fills я решил завести с одного aux, то мне хватило одноканального EQ. В качестве прострелов купили четыре громкоговорителя Turbosound TL-1501. Из приборов динамической обработки мы выбрали двухканальный компрессор/лимитер/де-ессер BSS DPR-402. Для решения наших задач это оптимальный вариант: очень мягкий компрессор и хороший де-ессер, к тому же прибор проверен временем и не вызывает сомнений. Кроме компрессирования необходимо было убрать речевой эффект “ц-сыканья” для тех артистов, кто не мог от него избавиться. Следует отметить, что не все артисты являются профессиональными певцами.
Специальным прибором, предоставленным “Автографом”, стал FBX 2020+ фирмы Sabine. Особенность этого прибора в том, что он умеет бороться с таким неприятным и опасным эффектом, как feedback. Поскольку мне предстояло работать одному, без мониторного пульта, то один канал 2020+ (12 фильтров FBX) я отдал на линию Side Fills. Это нужно было для того, чтобы прибор мог автоматически контролировать взаимодействие прострелов с микрофонами артистов. Представь, что одновременно пять радио headsets и три петличных микрофона на артистах, которые перемещаются по сцене. Другой канал 2020+ (еще 12 фильтров) я включил в “разрыв” на группу радиомикрофонов для тех же актеров основного состава, но уже от “завязки” с портальными громкоговорителями. Таким образом, я постарался максимально подстраховать себя и, главное, артистов от вероятного возникновения паразитной обратной связи.
А.В.: И как удалось уберечь уши артистов? Что происходило с “ушами”, то есть мониторами для Л.Гурченко, Н. Фоменко и других. Получилось ли то, что ты задумал? И кстати, почему ты выбрал in-ear фирмы Garwood?
Н.К.: С мониторами in-ear была целая история. Как я уже говорил, мы приобрели один комплект System II, состоящий из пяти радиоприемников со стандартными наушниками-вкладышами и одним передатчиком. Весь комплект работает в стереорежиме. Конечно, это не лучший вариант. Хотелось бы для каждого артиста иметь отдельный комплект: приемник с “ушами” – передатчик. Но если учесть, что весь 1999 год придется гастролировать без мониторного пульта, то получился вполне рабочий комплект.
Почему появился такой мониторинг? Во-первых, требование режиссера мюзикла, чтобы сцена была чистой. Во-вторых, главные действующие лица мюзикла не только поют, но и танцуют. И последнее – артисты работают с оркестром, находящимся в яме, поэтому традиционные напольные мониторы здесь не подходят. При таком техническом задании это было единственное решение. Ты согласен?
А.В.: Абсолютно. Когда я первый раз смотрел мюзикл, то не заметил, что артисты работают с in-ear мониторами. Для себя я решил, что артисты слушают оркестр и в лучшем случае боковые прострелы. А потом был немало удивлен, когда увидел in-ear в гримерке Николая Фоменко.
Н.К.: Так вот, когда встал вопрос о покупке персональных “ушей”, то я попытался объяснить организаторам, как отливаются в силиконе вкладыши под каждое конкретное ухо с учетом пола человека, возраста и так далее. Но кризис и другие обстоятельства не позволили реализовать это требование. В итоге купили стандартные вкладыши. Потом их кое-кому пришлось приклеивать лейкопластырем, чтобы не выпадали во время представления. Пользуясь случаем, хочу отметить, что ушные мониторы это не дань моде, как многие привыкли считать, а именно персональный мониторинг: он не всем подходит, не во всех ситуациях нужен, а обслуживание и настройка требуют от звукового инженера знания специфики процесса. Персональные мониторы in-ear имеют четыре главных плюса. Первый – отказ от стандартных сценических мониторов приводит к уменьшению общего уровня громкости на сцене, следовательно, звук в зале, особенно в партере, становится чище. Второй, – исполнитель не ограничен в свободе передвижения по сцене, поскольку мониторы он носит с собой (это несложно: приемник очень компактный и легкий). Третий – ушные мониторы минимизируют вероятность возникновения feedback. И четвертый – стоимость комплекта радиомониторов ниже, чем стоимость напольных мониторов и усилителей к ним. Но если вы решили работать с in-ear, то должны знать, что наушники требуют более качественного, “студийного” звучания и очень аккуратного микса.
Применение in-ear в данных условиях было лучшим решением, а не чьим-то капризом. Система Garwood выбрана среди других подобных, потому что фирма была первой на профессиональном рынке и предоставляет наиболее продвинутые технологии в производстве in-ear.
Так как радиопередатчик у нас был один, то на мониторную линию я поставил двухканальный эквалайзер с лимитером dbx 2231, чем решил две задачи: ввел в цепь частотную коррекцию и ограничил прохождение пиковых сигналов. Поскольку высокого давления в наушниках не требуется, дабы не “посадить” уши исполнителя, а необходимо только качество, то я поставил лимитер перед передатчиком. Кстати, для полного восприятия артистами низких частот иногда добавляют низа из боковых прострелов.
Как мне кажется, были созданы неплохие условия для исполнителей.
А.В.: Я слышал от артистов, что им не хватает отдельного мониторного пульта. Один общий баланс для всех создать сложно. Это ты их подготовил?
Н.К.: Когда проходили первые репетиции, естественно, у артистов возникали вопросы. Пришлось объяснять им что, почему и как. Постепенно во время совместной работы все стали потихоньку притираться: артисты к оркестру, радиомикрофонам и ушным мониторам в прямом и переносном смысле; оркестр, и, в частности, дирижер, к балансу между пением артистов по прямому звуку со сцены и звучанию их же голосов из РА-системы, ну и, конечно, я ко всей большой компании. Тогда все согласились с необходимостью мониторного пульта и персональных каналах мониторинга. Конечно, с мониторным пультом было бы еще лучше. Каждому артисту отдельный микс, индивидуальный баланс и звук в режиме стерео. Но, что имеем, с тем и работаем.
А.В.: Теперь поговорим о микрофонах для артистов и оркестра. Как происходил их отбор, все-таки 36 штук?
Н.К.: С самого начала мне было известно, сколько будет действующих лиц и кому нужны микрофоны. Восемь микрофонных входов я сразу зарезервировал за ними. Оркестру и 4 бэк-вокалистам я отдал оставшиеся микрофонные линии. При выборе радиомикрофонов (головная гарнитура) я остановился на Sennheiser 1083 UHF. Кроме высокого качества микрофонных головок, сама гарнитура и микрофонный капсюль очень маленькие, телесного цвета и хорошо крепятся к голове. Артисты часто меняют костюмы, поэтому было очень важно, как гарнитура держится. Меня устроило и качество передачи радиоканала на частотах выше 600 МГц. Каждый приемник-передатчик может работать на любом из 16 каналов в заданном диапазоне частот, что предоставляло мне оперативность в работе при возникновении неожиданных ситуаций. Три радиосистемы Shure были отданы для артистов, исполняющих эпизодические роли. За счет того, что ТО “Автограф” имеет в своем арсенале достаточно широкий выбор микрофонов, проблем с озвучиванием оркестра у меня не возникло, и это дало мне возможность наиболее достоверно передать высокий исполнительский уровень эстрадно-симфонического оркестра п/у К.Д.Кримца.
Все, кто участвуют в первом в нашем мюзикле, – великолепный оркестр, талантливые артисты, грамотная техническая команда – постарались доставить удовольствие зрителям. Приходите и смотрите сами!
А.В.: Спасибо за приглашение, обязательно зайдем.


Состав оборудования:
(1х) Soundcraft K2 (FOH)
(1x) BSS FCS-960
(1x) BSS FCS-930
(1x) Sabine FBX 2020+
(2x) BSS DPR 402
(1x) dbx 1066
(1x) dbx 2231
(1x) Yamaha SPX 90 II
(1x) Yamaha SPX 1000
(1x) Lexicon PCM60
(16X) Stage Accompany P26
(12x) Stage Accompany P16
(14x) Stage Accompany AMP PPA 1200
(4x) Turbosound TL-1501
(1x) Crown CE 2000
(1x) Garwood System II (transmitter)
(5x) Garwood System II (pocket receiver)
(5x) Sennheiser Wireless UHF 1083 (headset)
(3x) Shure Wireless VHF LX4/LX1 (lavaliere)
(1x) AKG D-12
(6x) AKG C-414
(4x) AKG C-461
(3x) Sennheiser 431
(4x) Sennheiser 441
(1x) Bayerdinamic M88
(4x) Shure SM 57
(5x) Shure SM 58
(4x) BSS AR-116 Di-Box

А. Веселый
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Дневник
RedRose
Администратор





Дата регистрации: 08.01.2001
Сообщения: 9316

СообщениеДобавлено: Wed Aug 25, 2004 19:50 Ответить с цитатой

Нет! Про Интернет я была неправа! Smile

Вот. Короткин Наиль Салехович!
http://www.show-master.ru/articles/crew/29-108.shtml
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Дневник
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Машина Времени -> Машина Времени Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы




>>На сайт "МВ"<<

Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group


Page generation time: 0,0637s (PHP: 84% - SQL: 16%) - SQL queries: 18 - GZIP enabled - Debug on