Начались беды
и у нас. Неожиданно загудел в армию Мазай, а вскоре ушел из группы Юрка
Борзов. Это было для нас очень тяжелой утратой -- Юрка был истинным генератором
духа нашей команды. Но беда его заключалась в том, что какой-то внутрений
орган, который заставлял бы его лучше и лучше играть на барабанах, отсутствовал
у него начисто. И мы все это чувствовали, и, конечно, сам Юрка. Я думаю,
он просто не хотел быть плохим барабанщиком. В день расставания Юрка принес
нам меморандум, где сообщались причины его ухода, нам желался долгий и
счастливый путь, а автор предполагал удалится на стезю самосовершенствования
и гуманизма. Было очень грустно и трогательно.
Не унывал один Кутиков. Он
пришел в команду позже, и ему было не понять глубины наших отношений с
Борзовым. Через несколько дней я открыл дверь комнаты номер 8 и замер --
на месте рахитичных Юркиных барабанов сверкала хромом и перламутром невиданная
по размерам и количеству барабанов установка. Она занимала собой всю комнату,
на бочке было нарисовано свирепо скалящееся солнце, а над всем этим возвышался
Макс Капитановский. Когда глаза мои привыкли к блеску, в углу комнаты обнаружился
Кутиков, хитро на меня посматривающий. Сперва я решил, что либо Макс, либо
мы с Санькой ошиблись комнатой. Но оказалось, что нет, все в порядке, просто
мы будем теперь играть вместе. Если бы, скажем, Чарли Уаттс предложил нам
тогда свои услуги, я бы удивился не больше. Группу "Второе дыхание" отделяла
от нас такая пропасть профессионализма, что я просто не понимал, как же
это можно бросить этих ассов и уйти к нам. Мы заиграли, и сразу стало ясно,
что Макс своими барабанами делает ровно половину всей музыки -- причем
именно ту, которой нам не хватало. Мы рванули в гору -- очень не хотелось
от него отставать.
С большим успехом прошли наши
выступления в московском бит-клубе -- там, где всего год назад нам с позором
указали на дверь. Это была отдельная история. Московский бит-клуб -- официальная
организация при горкоме комсомола. Думаю, создана она была в целях более
удобного надзора над неблагонадежным волосатым элементом. Располагалось
это заведение сначала в здании церкви на улице Алабяна, потом в подвале
котельной где-то на "Аэропорте". На заседаниях клуба группы играли практически
друг для друга, так как зал был очень маленьким. Тем не менее это было
единственное в Москве место, где сейшены проходили абсолютно легально,
и попасть туда было делом крайне престижным. Существовал совет клуба, состоявший
из музыкантов лучших групп, который решал вопрос приема новых команд в
члены клуба. В последние месяцы существования бит-клуба музыкантам даже
платили за игру какие-то символические деньги. Так что нынешние разговоры
о том, что ленинградский рок-клуб первый в истории советской власти, далеки
от исторической правды. Ну да Бог с ним.
Так вот, год назад, играя еще с
Мазаем и Борзовым, мы отважились "показаться" в бит-клубе. Уж не помню,
как нам удалось договориться с клубом — по-моему, это сделал Кутиков. Был
он энергичен и контактен до невероятного.
Робея и нервничая, мы приехали
на прослушивание. В зале сидело всего несколько человек — худсовет по нашему
поводу. Это были легендарные музыканты, и степень нашего преклонения перед
ними не знала границ. Путаясь в проводах, мы установили на сцене наш убогий
аппарат. Усилителя "Асе tone" уже не было — его у нас сперли (он открыл
собой длинный список украденных впоследствии у "Машины времени" аксессуаров).
Аппарат состоял из басовой колонки и усилителя "Регент-30" производства
ГДР, куда, соответственно, втыкались орган, моя гитара и три голосовых
микрофона, для чего количество входов в нем было искусственно увеличено.
Для тех, кто не застал в живых усилителей типа "Регент", могу добавить,
что внутри него располагалось два динамика по 12,5 ватта каждый и вообще
по тем временам он считался очень хорошей машиной, но тем не менее перегружать
его таким образом, конечно, не следовало. Итак, мы заиграли, стараясь не
смотреть в пустой зал, и на второй песне басовый усилитель задымил и приказал
долго жить. Это, в общем, было самым обычным явлением на сейшенах той поры,
но, учитывая ответственность прослушивания, все-таки очень не вовремя.
Пришлось бас-гитару воткнуть в несчастный "Регент" и кое-как доиграть до
конца. В принципе не знаю, на что мы рассчитывали. Видимо, на понимание
со стороны старших братьев по оружию. Началось обсуждение, и, к моему ужасу,
из уст наших кумиров полились вялые и казенные слова, что, мол, ритм-секция
слабовата, рисунки примитивны, а вокал далек от совершенства. Я-то был
уверен, что короли московского рок-н-ролла просто не могут говорить таким
унылым языком. Мы стояли на сцене и готовы были провалиться сквозь нее.
Поддержал нас один Градский, который сказал, что видит в нас дух, близкий
его "Скоморохам", а все остальное — дело времени и техники. В общем, нас,
конечно, никуда не приняли и посоветовали подрасти и прийти через год.
Вся процедура была невероятно унизительная и какая-то настолько не битловская,
что я надолго выпал из колеи.
Стоит ли говорить, с какой мстительной радостью выступили мы в этом
клубе год спустя, Макс тогда был действительно одним из лучших ударников
Москвы, да и мы за год набрались азов мастерства — появился даже некий
кураж, в рок-н-ролле совершенно необходимый. Макс был полон творческих
проектов: он сочинял в голове длиннющие композиции — прямо рок-оперы! —
на русском и английском языках. Мы кинулись в работу над крупными формами.
Мы рождали массивные фундаментальные ком позиции со множеством музыкальных
тем и сложными линиями внутреннего развития. Увы, недолго продолжался этот
счастливый творческий альянс. Армия дамокловым мечом висела над нашей группой.
Макса забрали совершенно неожиданно и крайне оперативно. "Машина" снова
осиротела.
С Максом у нас сложился духовный
контакт — вешь совершенно необходимая, если все вместе делают музыку.
Мы понимали друг друга без слов, и вкусы наши совпадали. Если впоследствии
"Машина" меняла музыкантов, то только по причине того, что этот вот контакт
не получался. Это всегда чувствовалось. Так вот. Мы опять остались без
барабанщика, и пробовать какого-то нового человека на контакт уже не было
сил. И тогда (Сережа Кавагое сел за барабаны. Сейчас это, наверное, выглядит
дико, но тогда это было для нас совершенно естественным — важнее было сохранить
наш дух, атмосферу и не разрушать ее приходом нового человека. Надо еще
добавить, что, впервые сев за барабан, Сергей невероятно быстро научился
играть, и играть здорово (после Макса иначе было нельзя). Я до сих пор
не понимаю, как это ему удалось.