Что меня действительно
пугает -- так это то, что время с каждым днем идет все быстрей. Когда я
был маленьким, день казался длиною в год и весь был доверху наполнен удивительными
и неповторимыми событиями. Время было воздушное, прозрачное и медленное,
как мед. Каких-нибудь двенадцать лет назад я умудрялся ходить днем на работу,
вечером в институт, почти каждый день на репетицию, при этом успевал жить
сложной и насыщенной личной жизнью, читал книжки, рисовал картинки и писал
песни. И все вроде бы получалось само собой. Если не получалось -- тоже
само собой. А сейчас время сжалось, потяжелело, потеряло прозрачность,
и я уже не вижу через него, что там впереди. Оно движется мимо меня, как
электричка, и скорость его растет. Кажется, вчера только отгуляли наше
двадцатилетие, а уже прошел целый год. Год! На двадцатилетии было очень
весело и трогательно, что ли. Я панически боюсь всякого рода чествований
и юбилеев, но, по-моему, юбилеем там не пахло. Получился просто праздник
для друзей, как бы банально это ни звучало. Я подозревал, что у нас есть
друзья, но когда они вдруг собираются вместе, и ты видишь, как их много,
-- это здорово. Говорят, много друзей не бывает. Хочется верить, что мы
являемся счастливым исключением.
Я с трудом слушаю сегодняшнюю
музыку. Нет, это не касается Тины, Стинга, Джаггера, Коллинза и прочих
стариков. Мы с ними еще из того, из иного измерения. Я до сих пор жду,
что возникнет какая-нибудь юная команда и вновь перевернет мир, как Битлы
четверть века назад. Напрасно я жду. Видимо, с помощью музыки можно перевернуть
мир только один раз. И даже "Ласковый май", как ни верти, не вызывает у
меня слез умиления, и я торчу из рыдающего моря пятнадцатилетних с абсолютно
сухими глазами. Я ловлю себя на том, что, если бы мне сейчас было пятнадцать,
и я услышал то, что слушают они, -- я бы совершенно точно выбрал в жизни
совершенно другое занятие. Есть такое понятие: цепляет -- не цепляет. Не
цепляет. Когда-то еще давно я вывел для себя определение, по которому человека
можно отнести к старым. Старый человек тот, кто перестает воспринимать
и начинает вспоминать. Что ж, судя по тому, чем я в данный момент занимаюсь,
меня смело можно отнести к этой категории. С одной только оговоркой. Я
помню, сколько грязи и непонимания лили на любимых моих Битлов двадцать
лет назад старшие товарищи и граждане, и как я отстаивал их со слезами
на глазах и готов был биться до последнего. Недавно я видел девочку, грудью
вставшую на защиту ее любимого "Ласкового мая", и вспомнил себя. Все, конечно,
течет. Ничто не бывает вечным. Если только не забывать, что Битлы и "Ласковый
май" стоят чуть-чуть на разных ступеньках. С точки зрения искусства, что
ли. Или духа. Или я ошибаюсь?...
Март 1990 г.