Поскольку никому, вплоть
до вышеуказанных органов, было по-настоящему неизвестно, что таким командам
вроде нашей можно, а что — нельзя, никаких правил и законов не существовало,
все в конечном счете сводилось к наличию у ансамбля "литовки" — то есть
программы, утвержденной так называемым Домом народного творчества (я имею
в виду не финансовую сторону концертов — тут вообще никто ничего не понимал,
— а просто право выступать на публике). Дом с таким волшебным названием
располагался на Малой Бронной. Я шел туда с гордостью за то, что наше творчество
занесено в разряд народного, и вообще с большим интересом. Мне казалось,
что в этом доме должна кипеть какая-то яркая жизнь, воздух дрожать от народных
танцев, былин и сказаний. Подойдя к подъезду, я не услышал гуслей и балалаек,
а зайдя внутрь, увидел мертвые коридоры, выкрашенные тем цветом, что идет
у нас в стране на детские сады, школы и больницы, — типичная советская
контора. Почти все кабинеты оказались закрытыми — видимо, давно и навсегда.
Я разыскал, наконец, человека, ответственного за жизнь и деятельность команд
вроде нашей. Носил он непростую фамилию Эстеркес, имел интеллигентную внешность
с наличием бородки. В глазах его стояло застывшее страдание. Он сознавал
своим административным умом, что "литовку" нам подписывать нельзя (название
"литовка" было, естественно, условное — никакого отношения к государственному
ЛИТу все это не имело), но аргументов найти не мог. Помню, как он в отчаянии
перебирал листочки с нашими песнями и пожимал плечами. Мне было его по-человечески
жалко, по другого выхода я не видел — клубы и институты наотрез боялись
принимать нас без проклятой бумажки. Действительна же она была на один
отдельно взятый концерт. Это потом уже я поумнел и множил ее на ксероксе.
Пару раз Эстеркесу удавалось непостижимым образом исчезнуть из кабинета,
узнав, что я на пороге. Возможно, он вылезал в окно. Впоследствии я уже
не подвергал себя такому испытанию, а посылал к нему приглашающую сторону,
то есть устроителей. Однажды помог тот факт, что фамилия моя совпала с
фамилией зам. главного архитектора города Москвы большого человека. Это
тогда работало.
У меня до сих пор валяется
несколько тех самых, когда-то вырванных с кровью "литовок". Вписывал я
туда, конечно, все что угодно, вплоть до русских народных песен, но душа
моя протестовала против совсем уже тотального вранья, и несколько своих
песен я там оставлял. На одной из "литовок" рукой Эстеркеса вычеркнута
песня "Марионетки". Что-то там в ней ему, Эстеркесу, не понравилось.