Репетировала "Машина" к
этому моменту в совсем уже удивительном месте — Министерстве мясной и молочной
промышленности РСФСР. Место оказалось неожиданно удобным: клубы и дома
культуры, напуганные нашим честным именем и всем, что с ним связано, нас
уже не брали. А в министерстве, далеком от проблем рок-н-ролла в нашей
стране, даже не знали, кто мы такие. Мы скромно выступили у них на вечере,
и румяным мясным и молочным тетенькам очень понравилось, как мальчики поют.
Вопрос был решен на нижнем уровне — без участия министра. В нашем распоряжении
оказался конференц-зал и каморка за сценой для хранения аппарата. Кроме
всего прочего — ансамбль Министерства мясной и молочной промышленности!
Согласитесь, это звучало...
У Маргулиса оказался классный
блюзовый голос. Правда, он наотрез отказывался им пользоваться, мотивируя
это тем, что сперва следует с бас-гитарой разобраться. Он, конечно, кокетничал,
с бас-гитарой "разбор" произошел очень быстро. Через какой-нибудь месяц
мне уже нечего было показывать и объяснять, а потом я и сам начал тайком
поглядывать, что и как он играет. С исчезновением застарелого напряга Кавагое
— Кутиков дышать и работать стало несказанно легче. Атмосфера в команде
— самое главное. Особенно у нас, когда ты не связан никакими контрактами,
написать хорошую песню — твоя единственная перспектива, а отсутствие профессионального
мастерства не позволяет ничем компенсировать холод человеческих отношений.
Потому-то Москва была полна виртуозов-одиночек, полупризнанных гениев соцандерграунда,
а групп оставалось меньше и меньше. Нам же, видимо, просто очень везло
друг на друга.
Чуть позже в команде появился
скрипач Коля Ларин. Не помню, откуда он взялся и откуда вообще возникла
идея использовать струнные смычковые — во всяком случае, никак не от "Аквариума",
о котором мы еще слыхом не слыхивали. Хотя, в общем, понятно: после Саульского
за клавишами как-то никто уже не смотрелся, втроем играть — не хватало
красок, а такие вещи, как "Mahavishny orchestra", с бешеной скрипкой, или,
скажем, Жан Люк Понти были у всех на ушах. Коля был убежденный авангардист,
что не очень-то вязалось с нашей музыкой, но у нас была группа, а он был
один — и это решило все. Вспоминая такое странное сочетание, я могу сказать
только одно: мы испытывали потребность в экспериментах и никаких рамок
перед собой не видели. Может быть, это вообще витало в музыке тех лет,
а может, было присуще только нам — мы каждый день что-то для себя открывали:
то "Soft machine", то Чик Кореа, то трио Ганелина, и это тут же как в зеркале
отражалось в наших вещах, притом что мы играли совершенно другую музыку.
Были у нас даже многочастные длиннющие композиции типа "Молитвы", куда
было понапихано черт-те что. Все это называют словом "эклектика". В таком
случае, это была прекрасная эклектика.
Примерно к этому времени относится
наша первая профессиональная запись. (Вру, вторая. Первая случилась на
радио 1970 году и, по-моему, даже однажды звучала в эфире, но думаю, что
ее в природе уже не существует. Туда входили песни "Солдат", "Продавец
счастья", "Помогите", сопливая лирика "Последние дни" и патетическая антивоенная
пьеса "Я видел этот день". Очень было бы смешно послушать. Увы. На этот
раз нас попыталась вытащить на голубой экран вечная ведущая "Музыкального
киоска" Элеонора Беляева. Узнала она о нас от своей дочери и, видимо, не
предполагала, с какими трудностями ей при-дется столкнуться в связи с нашим
приглашением. За один день мы записали и свели "Круг чистой воды", "Ты
или я", "Из конца в конец", "Черно-белый цвет", "Марионетки", "Флаг над
замком" и "Летучего голландца" — единственную нашу песню на чужие стихи,
а именно Бори Баркаса. И хотя за пультом был Володя Виноградов, я все равно
не понимаю, как это мы уложились. Собственно, записью все и закончилось
— никуда она, конечно, не пошла. Но эта была первая наша нормальная запись,
и разлетелась она по изголодавшейся стране со скоростью звука. Мы узнали
об этом чуть позже.
Необъяснимые вещи творились
с нами — и творились по 1986 год, когда мы, будучи уже семь лет профессионалами,
добились разрешения работать в Москве. Масса хороших людей, энтузиастов
своего дела, пытались пропихнуть нас то туда, то сюда, то на страницы газет,
то в "Голубой огонек", то в передачу "Запишите на ваши магнитофоны" — и
всегда в последний момент чья-то бесшумная мягкая лапа останавливала любые
поползновения. У меня даже возникало такое ощущение, что мы волей случайностей
стали эдаким громоотводом для всего направления в целом. Имя наше было
притчей во языцех, и благодаря тому, что не пускали нас, кому-то удавалось
быстро под шумок занять наше место. А может, мне все это кажется. Не знаю,
кому персонально и чем мы так насолили — ходили разные легенды, что нас
очень не любит Гришин, что нас очень не любит Шауро, что нас очень не любит
кто-то в КГБ, проверить все это мы не могли. Но присутствие этой мягкой
лапы я физически ощущал все время. Помню, нас снимал Ролан Быков для какой-то
своей телепередачи. Он был уверен в успехе, говорил, что пойдет к самому
Лапину, если будет надо. Туда он и пошел в конце концов. И вышел молча,
разводя руками. Разговаривать о песнях не имело никакого смысла — их просто
не хотели слушать. Достаточно было нашего названия. Все это тяготило безмерно,
но, с другой стороны, рождало уверенность в том, что мы все делаем правильно.
Жизнь, в общем, продолжалась.