Летом семьдесят пятого
года у нас опять случился развал. На этот раз инициатором совершенно неожиданно
стал Кутиков. У него, по-моему, начались какие-то жизненные искания. Во
всяком случае, он упорхнул не куда-либо, а в Тульскую Государственную филармонию,
где формировался новый, так сказать, ВИА, которому якобы будет позволено
после обязательной программы под видом песен народов мира сбацать что-нибудь
из "Криденс". Обещались также восьмирублевые ставки, комплект аппаратуры
"Биг" и вообще золотые горы. Я чувствовал, что прощаемся мы надолго. Очень
мне не по нраву было такое идейное кутиковское ренегатство, и в глубине
души решил я ни за что обратно Кутикова не брать. В том, что эта тульская
затея лопнет, у меня, в отличие от Саши, сомнений не было. Я уже достаточно
реально осознавал окружающий мир.
Поразительное дело! В том,
чтобы сыграть даже крохотный кусочек какой-нибудь битлятины, но с официальной
сцены, — виделась высшая цель, прямо какое-то героическое подвижничество.
В программе "Поющих гитар" (тех самых, что с завидной лихостью выдавали
инструментальные пьесы группы "Ventures" за свои собственные) была такая
шутка: в процессе исполнения частушек а-ля "ярославские робята" они вдруг
начинали отчаянно петь Битлов. Выскакивал руководитель, пытался их безуспешно
унять, после чего стрелял в воздух из пистолета, и частушки возобновлялись.
Очень это было остро и смешно. Пожалуй, прямо вершина смелости. В Лужниках
комсомольцы проводили конкурс-смотр самодеятельных ВИА. Это был бесконечный
поток кастрированных излияний с редкими вкраплениями народной либо военно-патриотической
тематики. Попасть во дворец было невозможно. Билеты спрашивали от входа
в парк. Еще бы — смотр групп! Стасик, оказавшийся в финале этого смотра
(что-то Саша Лосев у него задушевно-русское пел), поклялся, что сбацает
со сцены Джимми Хондрикса, сколько 6ы комсомольских жизней это ни унесло.
Заявление звучало дерзко до невероятного, но, зная Стасика, я не имел оснований
ему не верить. В репертуарные списки, трижды утвержденные, заверенные и
просвеченные насквозь, песня Хендрикса "Let me stand next to your fire"
была вписана в последний момент как "произведение негритянского борца за
свободу Хендрикса "Разреши мне стоять в огне нашего общего дела".
С первыми аккордами, которые
после пресного вокально-инструментального повидла прозвучали, как выстрелы,
комсомольцы опомнились — но было поздно. И тогда кто-то из наиболее догадливых
кинулся к звуковому пульту и убрал весь звук, который он был в силах убрать.
Вторая половина пьесы дозвучала комариным писком, но победа была одержана.
Стасику жали руки. Комсомольские головы полетели, как капуста. Такая вот
имела место акция.
В целом бездонная пропасть
лежала между профессиональными ВИА, даже если они робко пытались пискнуть)
что-то со сцены в свое оправдание, ВИА самодеятельными, бравшими с них
пример, и группами. Это, однако, не переходило в конфронтацию. Все понимали,
что так устроен мир. Пойти, например, работать в "Веселые ребята" к Слободкину
так и называлось — "продаться в рабство". Это компенсировалось спокойной
жизнью без цепляний, милиции, хорошей аппаратурой и стабильным, по тем
временам высоким заработком. "Чесали" тогда ребята по три — по четыре в
день. Было ясно, что эти суровые условия диктует сама жизнь, и никто из
"подпольных" "продавшимся" в спину не плевал. Но от Кутикова я такого хода
все же не ожидал и очень огорчился.
Не помню, кто из нас и как
нашел Маргулиса. По-моему, Кавагое. В общем, по предварительным описаниям
ожидался виртуоз гитарной игры, которого я втайне планировал пересадить
на бас. Когда я увидел очень молодого, бледного, заросшего щетиной человека,
да еще с фингалом под очками (впоследствии это оказался ячмень), в душу
мою закрались сомнения. На гитаре были небрежно сыграны два пассажа из
Хендрикса. Мне понравилась легкость, с которой Маргулис согласился сменить
инструмент на бас, честно заявив при этом, что баса он в руках никогда
не держал и как на нем играть, понятия не имеет. Я обещал показать. Не
знаю, насколько я оказался хорошим учителем, но дело у нас пошло. Выяснилось,
что Гуля очень способен, легок в общении, обладает прекрасным чувством
юмора, и, что важно, ничто его в жизни не обременяет. То есть он работал,
кажется, санитаром в какой-то больнице или морге, но вклад его в отечественную
медицину носил чисто символический характер, и я даже не помню, ходил он
туда или нет. Стало быть, все время мы могли посвятить нашей музыке. Что
мы и делали. Кава на том отрезке времени был тоже свободен как птица. Самым
занятым оказался я — я работал в "Гипротеатре" и учился на вечернем в родном
архитектурном. Но в институт можно было ходить два раза в год на экзамены
— к работающим по специальности студентам относились в этом смысле с пониманием.
А на работе я добился зачисления меня на полставки, то есть ходил через
день. Моему шефу, замечательному художнику и человеку Сомову, наши рок-н-ролльные
деяния были по нраву: он сам был в душе подпольщик и абстракционист, и
отпускал он меня со службы по мере надобности. Спасибо ему за это.