Память моя дает сбои, и
этот кусок нашей жизни я почти не помню. А между тем, группа существовала,
мы писали новые песни, постоянно играли на сейшенах, и известность наша
росла. Сейшены происходили по налаженной схеме: кто-то из устроителей звонил
мне, сообщалась дата, место и условия оплаты. Платили тогда немного — от
ста до двухсот рублей на команду. Часа за два до начала мы собирались на
базе — тогда это был клуб швейной фабрики "Красная роза" — и ловили автобус
или рафик. Транспортные услуги обходились в пять-десять рублей. Мы забрасывали
наш аппарат в транспортное средство и ехали на место. Помню басовую колонку
немыслимых размеров с портретом тогдашнего звукорежиссера Саши Катамахина
прямо на фасаде. Она постоянно не влезала в автобусную дверь, и однажды
мы в отчаянии отпилили от нее верхнюю часть прямо в процессе погрузки на
глазах у изумленного водителя. Сейшены устраивались в институтах, домах
культуры, особой любовью пользовалась "кормушка" — крохотная студенческая
кофейня в районе Каширки. Была она очень маленькая, денег там платили совсем
ничего, но было там на редкость уютно и надежно: студенты сами заправляли
всеми делами, и сейшены у нас практически не срывались. О других местах
сказать этого было нельзя. Итак, мы приезжали на точку и затаскивали аппарат
внутрь, продираясь через толпу, — слух о сейшене летел впереди нас, и проворная
московская "система" спешила попасть внутрь до того момента, когда дружинники
в повязках начнут проверять билеты. Билет являл собой обыкновенную открытку
с какой-нибудь новогодней чепухой на лицевой стороне и самодельной печаткой
на обратной. Почти всегда находился умник, который накануне изготавливал
такую печатку (благо дело было нехитрое), и количество билетов удваивалось.
"Система" билетов не покупала: во-первых, по причине отсутствия денег,
во-вторых, это было "западло" — считалось особым шиком проходить внутрь
"на шару". Для этого существовало несколько способов: прежде всего пристраивались
поднести какую-нибудь деталь нашего аппарата; потом использовали элементарный
прорыв заслона дружинников, и в конце концов — пролезали внутрь через окно
туалета, люк канализации, по водосточной трубе и т.д. Дружинники держали
оборону до последнего — занятие бессмысленное, так как все равно все в
конечном счете оказывались внутри. Если в процессе доставки и занесения
внутрь ничего из аппарата не исчезало и не ломалось — сейшн начинался вовремя.
Правда, случалось это крайне редко. В воздухе витал могу чий дух единения.
Все собравшиеся (включая самих музы кантов) ощущали, что происходит что-то
запрещенное, добытое с таким трудом, самое дорогое на свете, словом — сокровенное.
С того момента, когда рок-н-ролл стал доступен всем, как, скажем, футбол,
— этот дух навсегда исчез. Я не тоскую по тем временам, но вот этого состояния
коллективного просветления мне очень жаль.
Вскоре, как правило, в зале
появлялась либо насмерть перепуганная администрация заведения, либо милиция,
либо товарищи в штатском, и сейшн благополучно заканчивался. Музыка обычно
останавливалась поворотом рубильника, и музыкантам предлагали пройти в
отделение, то есть в "легавку". Их уводили под восхищенные взгляды фанов.
Если сейшн удавалось доиграть до конца и никто не обламывал — это считалось
большой удачей. Я лично помню несколько таких вече ров. Именно за эту надежность
так ценились "кормушка" и "стекляшка" в Долгопрудном — вообще, как ни странно,
в технических вузах позволялось больше, чем в гуманитарных. Видимо, считалось,
что технари идеологически изначально стоят на более надежных позициях.
В "легавке" всех рассаживали поодиночке и по очереди уныло пытались выяснить,
кто организовал халтуру, продавал билеты и где деньги. Первый раз было
страшновато, потом мы привыкли. Милиционерам, как правило, было скучно
сражаться с какими-то волосатиками, классовой ненависти они к нам чаще
всего не питали, а главное — им было понятно, что дело дохлое: чтобы
что-то доказать, следовало организатора поймать за руку, скажем,
при продаже билетов. Билеты же продавались заранее в обстановке дикой конспирации
по системе "звездочка": то есть сам устроитель делил их на две пачки и
раздавал двум своим доверенным людям, эти двое — своим, и так далее. "Система"
исключала возможность возникновения в ней слабого звена. Она, правда, имела
и свой минус: у каждого устроителя в зале сидели практически одни и те
же люди — через некоторое время я знал почти всех в лицо, и к семьдесят
девятому году это стало уже невыносимым. Итак, устроителя поймать за руку
было невозможно, а музыкантов спасало то, что к организации мероприятия
и продаже билетов они отношения не имели. Так что после нескольких часов
сидения и допросов по уставной форме всех благополучно отпускали домой.
Разве что могла прийти телега в вуз. Один раз, правда, было хуже (году
уже, кажется, в семьдесят восьмом). Мы к тому моменту репетировали в крохотном
домике ЖЭКа № 5 в переулке, недалеко от метро "Аэропорт". Взяли меня из
института прямо с занятий (я к тому времени восстановился на вечернее отделение).
Выглядело это очень эффектно. Сидя в черной "Волге", я глядел в крепкие
затылки ребят и безуспешно пытался определить, какой из трех контор они
принадлежат. Приехали мы, оказывается, не на Лубянку и не в "легавку",
а к нам на базу, где меня попросили открыть комнату и, быстренько описав
наш аппарат, куда-то все увезли. Очень настораживало, что взяли нас не
на сейшене, а ни с того ни с сего. Потом начался разговор. Я уже имел некоторый
опыт и знал, что беседа может пойти по двум руслам. Первое — гуманное,
что-нибудь вроде "парень-то ты, я вижу, хороший, а отвечаешь неискренне".
Второе — удар по психике: "Я тебе, мать твою, сейчас устрою тут буги-вуги!
Посидишь — поумнеешь!" Здесь допрашивающих было трое. Один — добрый и вежливый,
второй орал, третий просто ходил по комнате и иногда вставлял совершенно
неожиданные вопросы. Будь у меня практики поменьше, пришлось бы мне туго.
Один из них исключительно серьезная, следят они за нами давно, все концерты
переписаны, и, собственно, мое признание нужно лишь для облегчения моей
же вины. Ничего не добившись, нам выписали повестки в районное отделение
ОБХСС на следующий день. Ситуация сразу прояснилась — стало ясно, с кем
мы имеем дело. На следующий день все началось сначала. Выдержав и это,
я понял, что надо действовать. На помощь я позвал Лешу Баташева. Он всегда
относился к нам с какой-то нежностью и, несомненно, имел опыт по улаживанию
аналогичных дел, правда, в мире джаза. Леша тут же приехал, и с его участием
было составлено письмо в ЦК партии (на кого жаловаться, мы уже знали).
Через пять-шесть дней оттуда пришел ответ с просьбой зайти непосредственно
в горком КПСС к товарищу такому-то. Помню, какими глазами смотрел на меня
красноармеец при входе в подъезд — очень уж я был волосат для горкома.
Выяснилось, что некий заслуженный большевик или генерал написал письмо
к ним же с требованием "ликвидировать указанный джаз" (нас, то сеть). То
ли он сдуру оказался на сейшене, то ли просто жил рядом с нашим ЖЭКом №
5, и мы своим грохотом мешали ему спать. Горком, соответственно, переправил
письмо в райотдел МВД с резолюцией "Разобраться". Ну а там уж разобрались,
как смогли. Надо сказать, что после моего визита к товарищу такому-то аппаратуру
нам вернули, и даже было сказано, что органы, мол, перегнули палку. Невероятно!
На время мы уверовали в конечное торжество справедливости. Между тем ОБХСС
и милиция продолжали доставать нас аж до семьдесят девятого года, пока
наша команда не получила профессиональный статус. Несмотря на постоянные
задержания, закрытия сейшенов и т.д., никто из московских музыкантов, кажется,
не пострадал, хотя под следствием были многие (кроме, пожалуй, идиотской
истории с Лешкой Романовым, который сам себя оговорил). Так сказать, "за
отсутствием в действиях состава преступления". Действительно, за отсутствием
состава.