Осень семьдесят третьего — смутное
время "Машины". Что-то у нас не клеится. Между Кавагое и Сашкой то и дело
возникают мелкие трения почти на подсознательном уровне. Этакое постоянное
состояние легкого напряга без видимых причин. Мне приходилось тяжело —
я все время находился между ними в качестве демпфера и не испытывал неприязни
ни к тому, ни к другому, хотя и чувствовал их разность. И моими усилиями
тянулось это до весны. Надо сказать, за этот год команда наша стала известна
сама по себе, без помощи обрамления "Лучших годов" — отчасти благодаря
блестящему Игорьку Саульскому, отчасти благодаря новым песням, постоянным
репетициям и сейшенам. Стоит, наверно, упомянуть первую запись на пластинку
— нас просил помочь Дима Линник, очень красивый интеллигентный парень,
работавший диктором на иновещании, обладавший мягким приятным голосом и
руководивший вокальным трио. Трио так и называлось — "Линник". Они очень
музыкально и красиво пели под акустики американский фолк и что-то свое.
Добившись уникальной по тем временам возможности записать маленькую пластинку,
Дима попросил нашу команду усилить их на записи нашим, так сказать, роком.
Мы, конечно, согласились — и просто чтобы помочь, и в надежде увидеть наше
название под грифом "Мелодии". До этого мы уже дважды писались на радио
и какое-то представление об этом процессе имели, но все равно жутко волновались
и нервничали. Пластиночка состояла из двух русскоязычных произведений Линника
и песни Боба Дилана "Грузовой поезд", названной, разумеется, американской
народной песней. Прошло немного времени, и пластинка увидела свет. И действительно,
на синем конвертике внизу под заглавием "Ансамбль "Зодиак" (так почему-то
обозвали себя "Линники" — не путайте с прибалтийским "Зодиаком") можно
было при известном усилии разглядеть строчечку "Инстр. ансамбль "Машина
времени". Это было первое упоминание нашего имени в официальных анналах.
И в течение нескольких лет даже такой пустячок помогал нам существовать:
в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, — это уже
не просто хиппари из подворотни. Весной, несмотря на мои старания, случился
разлад. Напряги Кутиков — Кава достигли апогея. Очередным поводом послужило
решение Сережи еще раз поступать в МГУ. Это лишало команду возможности
поехать на юг и вообще нормально работать. Конечно, институт был поводом.
Резкий Кава поставил вопрос фактически ребром — Кутиков или он. Кутиков,
не любивший напрягов вообще, развернулся и ушел в "Високосное лето". Там
были рады. Саульский, устав от этих склок, соскочил чуть раньше, а я —
поехал на юг. Отказаться ехать играть на юг было выше моих сил. Ехать играть
на юг — это уже было как наркотик. Наверно, с тем же чувством хиппи всего
мира тянулись в Сан-Франциско. А тут последовало предложение проявить себя
в новом месте — спортивный лагерь МГУ в Джемете. Тут же сколотилась команда
— я, Леха Белов по кличке Вайт из группы "Удачное приобретение" и тот же
Фокин. Поскольку к тому моменту Вайт был одним из известнейших гитаристов,
а Фокин — само собой барабанщик, — мне оставалась лишь бас-гитара. Меня
это совершенно не расстраивало — бас-гитара давно манила меня к себе, и
я подозревал, что Кутиков извлекает из нес далеко не все, на что она способна.
Состав у нас получился неожиданно сильный и заводной. Скажу еще, что Джемете
— чудное местечко под Анапой с песчаным пляжем, дюнами и тихим морем. Студенты
жили в палатках, но руководству и музыкантам полагался деревянный домик.
Я сказал "студенты" — это не совсем верно, так как на пятьсот студенток
приходилось около двадцати юношей и еще, собственно, мы. Ничего больше
рассказывать не буду. По истечении месяца утомленный югом Вайт отбыл в
Москву, а нас очень просили устроить оркестр еще на месяц, и я позвонил
Кутикову. Он явился через два дня, привезя с собой басовый усилитель величиной
с купе, в котором он с ним ехал. Что я всегда любил в Кутикове — так вот
эту самую легкость. Я вернулся к гитаре. Каждый вечер игры с Фокиным был
для нас праздником. Когда и таком маленьком составе хороши играет барабанщик
— то уже хорошо играет вся команда. И еще одно счастливое бесшабашное лето
кануло в прошлое. Стоит, наверное, рассказать только об отъезде. Дело в
том, что понятия "рабочий сцены" и даже "звукорежиссер" тогда в нашем мире
не существовало. Музыканты сами таскали колонки и крутили ручки усилителей.
Наиболее ушлые умудрялись ногами во время игры наступать на выключатели,
благодаря чему на сцене мигали три-четыре убогие цветные лампочки. Так
вот, близилось время отъезда в Москву. Неожиданно за день до общего отбытия
соскочили в столицу Фокин и Кутиков. Юрка поведал туманную историю о какой-то
дальней внезапно заболевшей родственнице, что сочинил Кутиков — я уже не
помню. Разумеется, лукавый Фокин просто не хотел переть на себе колонки,
а Кутиков, видимо, попал под его влияние. В общем, я не стал унижаться,
просить их не ехать и в результате остался один на один с неподъемным аппаратом:
четыре тяжеленных ящика с динамиками, барабаны, усилители, микрофонные
стойки и прочая мелочевка — этак килограмм на двести. Конечно, в лагере
я оставался не один — студенты, покоренные нашим искусством, считали за
радость помочь мне, но все-таки они были далеки от понимания той ценности,
какую представлял для нас заработанный кровью аппарат. Мелочей было очень
много и все по каким-то чемоданчикам и коробочкам, и я жутко боялся что-нибудь
потерять.
Погрузка в автобус прошла
сравнительно успешно. В процессе выяснилось, что садимся мы в поезд не
в Анапе, а на каком-то полустанке, что поезд проходящий и стоит он минуты
три. Вторым неприятным обстоятельством явилось то, что руководство лагеря
как-то забыло купить на меня билет — такие штуки случались с нами постоянно:
чем ближе к концу, тем лагерные начальники становились забывчивей и забывчивей,
и в последний день могли выкинуть вообще все что угодно. Я это предвидел,
но поделать ничего не мог — денег у меня не было. Последние тридцать рублей
умыкнули Фокин с Кутиковым на покупку собственных билетов.
Над перроном повисла черная
южная ночь. Предстояло угадать место остановки вагона номер одиннадцать,
который целиком предназначался нашему лагерю. В противном случае закидать
все наши ящики в поезд представлялось нереальным. Ошиблись мы немного —
метров на пятнадцать. Но случилось совершенно непредвиденное — проводница
наотрез отказалась пускать нас в вагон с аппаратурой. Шириной она была
как раз с дверной проем вагона и стояла в нем намертво, как пробка, пропуская
внутрь лишь студентов с их хиленькими чемоданчиками. Три минуты истекли,
на перроне оставалось все меньше моих помощников, тепловоз дал гудок. Я
понял, что еще несколько мгновений, и я останусь один на платформе чужого
южного городка с необъятным аппаратом и без копейки денег. Что-то во мне
сработало само собой — я ухватил колонку и с диким ревом врезался в ненавистную
тетку. Колонка весила килограммов двадцать, и удар оказался очень неожиданным
— тетка пискнула и отлетела в глубь тамбура. Это было сигналом, этаким
залпом "Авроры" — за считанные секунды в тамбур было закидано все, последние
железяки бросали на ходу. Поверженная проводница слабо барахталась, придавленная
горой аппаратуры, и, потеряв трудовой пафос и командный голос, униженно
просила ее освободить. Поскольку места у меня не было, в процессе проверки
билетов я шнырял из купе в купе, но, видимо, недостаточно убедительно,
и мерзкая баба, которую мы незаслуженно выпустили, вычислила меня в два
счета. Пришлось взять кепку и пройти по вагону. Было несколько унизительно,
но смешно. Путь от вокзала до моего дома, где мы частенько хранили аппарат,
включая доставку его и подъем на седьмой этаж, я, как ни бьюсь, не могу
восстановить в памяти. Знаю только, что сейчас я 6ы этого сделать, конечно,
не смог. Сдох бы, а не смог.
И в один прекрасный день на
моем пороге возник Сережа Кавагое с Игорем Дегтярюком. О Дегтярюке и команде
"Второе дыхание" следует рассказать особо. Услышали мы их в "Энергетике"
в составе Дегтярюк — Ширяев — Капитановский, и вызывали они у меня, например,
чувство, близкое к священному ужасу. Технари они были страшные, вид имели
крайне вызывающий, а тогда это было очень сильным плевком в морду общественному
вкусу. Играли невероятно громко и на контакты не шли. Этот факт, кстати,
работал на них — вслед за исключительной игрой воображение рисовало и другие
исключительные качества, им как бы присущие. Люди они были, как оказалось,
скандальные и неуживчивые, и Макс Капитановский постоянно их мирил. После
ухода Макса к нам "Второе дыхание" тут же развалилось.
Коля Ширяев играл на безладовой
бас-гитаре (до него никто в Москве ничего подобного не видел — я даже не
знал, что такое бывает). На лице его располагалась борода величиной с бороду
Энгельса. Над бородой за очками светились детские глаза. Вся жизненная
энергия его уходила в бешеную игру на бас-гитаре. Взять ноту длительностью
больше одной шестнадцатой было ниже его достоинства — это у него называлось
"колупать по одной ноте". Весь остальной Колин словарь состоял из двух
фраз: "Колюня!" — это, то есть, он сам, и "Чушки кочумают". Под "чушками"
подразумевались ортодоксальные советские слушатели, а слово "кочумают"
определяло состояние, в которое их должна была повергнуть Колина игра.
Был момент, когда, оставшись без команды, Колюня пришел к нам, и мы даже
имели пару репетиций и один концерт, но аккомпанировать его реактивной
бас-гитаре мы, конечно, не могли. А от наших малахольных композиций чушки,
по мнению Колюни, не кочумали. Мы легко разбежались. И вот теперь Кава
привел ко мне Дегтярюка. Был он черноволос, бородат, лохмат и необыкновенно
колоритен. Детали его одежды покрывала хипповая символика, пацифики и прочие
фенички. Передвигался он в самодельных сабо на деревянном ходу — последний
хипповый писк, и они предвещали его приход жутковатым стуком задолго до
появления. Даже сейчас, в пору раскрепощенного сознания масс и так называемого
плюрализма мнений вид его вызывал бы если не праведный гнев, то, по крайней
мере, недобрую усмешку. А в семьдесят четвертом все это воспринималось
на уровне индивидуальной антисоветской демонстрации, за что Игорька постоянно
ХОМУТАЛИ и увозили в ЛЕГАВКУ. Интересно, что вся эта его атрибутика носила
скорее внешний характер. Глаза у Игорька были голубые, трезвые и совсем
не хипповые. Так же как и склад характера. Слышали мы про него всякие дурные
истории. Ничего плохого за полгода совместной игры я про него сказать не
могу. Но друзьями мы не были. Объединял нас только Джимми Хендрикс. За
все время нашего сотрудничества исполнялась лишь одна моя песня "Ты или
я", да и то втоптанная и Хендрикса до неузнаваемости. Я не особо переживал
по этому поводу, так как был всецело поглощен совершенствованием игры на
бас-гитаре. Состязаться мне приходилось с басистом Хендрикса Билли Коксом,
а он, как я понимаю, был не последний парень в этом деле. Игорек являлся
счастливым обладателем усилителя "Hohner" мощностью 70 ватт. Равных по
громкости в Москве не водилось. Не стоит говорить, что все ручки на нем
выкручивались до правого упора. Усилитель ревел, как турбина самолета.
На попытки Кавы привести этот рев и соответствие с громкостью общего звука
Дегтярюк недобро поглядывал на него и говорил: "Чувак, я не виноват, что
у меня такой усилитель". Попытка убавить громкость воспринималась как личное
оскорбление, как плевок в самое святое. Оставалось одно — поднимать, подтягивать
общую мощность под Игорев аппарат. Это, в общем, не шло вразрез с нашими
планами. Понятия "громко" и "хорошо" были практически идентичными. Через
пару месяцев мой бас включался в усилок, соединенный с двумя огромными
колонками, затянутыми нежным розовым капроном, и отдельную металлическую
пищалку — вроде колокольчиков на вокзале. Мы играли так громко, что однажды
после сейшена в общаге мединститута мне стало по-настоящему плохо.
Пожалуй, на этом отрезке жизни
с нами случилось всего два события, заслуживающих внимания, — мое исключение
из института и приобщение "Машины" к кинопроцессу благодаря фильму "Афоня".
Первое событие особых воспоминаний не оставило. Как выяснилось впоследствии,
из райкома или горкома партии в институт пришла установка очистить ряды
советских студентов or волосатой нечисти. Под эту категорию попал я, Лешка
Романов и совсем ни в чем не виноватый студентик Олежка Раков. Установка,
конечно, была закрытой, и поводом к исключению послужил какой-то идиотский
предлог — что-то вроде несвоевременного ухода с работы на овощной базе.
Учились мы хорошо, хвостов не имели, и вся история выглядела бредово. Помню,
как сокурсники наши стихийным табуном ломанулись к ректору за правдой и
как они по одному выходили оттуда, пряча глаза и разводя руками. Я просто
физически ощущал, как невидимая стена прошла между нами и ними, а ведь
мы с Лешкой были совсем не последние ребята в институтской тусовке. Печальные
похлопывания по плечу, виноватое "эк тебя, старик, приложили", беспомощные
советы идти жаловаться в министерство — все это было противно. Хваленое
лицейское наше братство рассыпалось в порошок без особых усилий со стороны.
Через месяц я уже работал архитектором в институте "Гипротеатр", то есть
Государственном институте проектирования театров и зрелищных сооружений.
Об этом месте я расскажу чуть позже.
Что касается второго события,
то есть кино, то произошло это так. На сейшене в столовой номер восемь
филфака МГУ (легендарное, кстати, место!) к нам подошел усатый дядька и
объявил, что он из съемочной группы Данелии и мы им нужны. Ночь я провел
в необыкновенном волнении. Перед именем Данелии я благоговел — недавно,
где-то недалеко от третьих экранов, прошел фильм "Тридцать три", был он
очень смешной и по тем временам редкой гражданской смелости, на грани запрета.
Я не мог себе представить, зачем мы понадобились Данелии, и воображение
рисовало картинки самые причудливые. Оказалось, все очень просто. В эпизоде
на клубных танцах нужна была на заднем плане какая-нибудь группа — так
сказать, типичный представитель. Только и всего. Там даже вроде бы снимался
"Аракс", но потом у них что-то не сложилось. Надо сказать, я не расстроился:
я считал за честь принести пользу Данелии в любом виде. Быстро была записана
фонограмма песни "Ты или я" — выбора, собственно, не было, других наших
песен Дегтярюк играть не умел. Съемки прошли за один день (вернее, ночь).
Надо сказать, Данелия отнесся к нам очень уважительно и щепетильно: песня
была у нас приобретена но всем законам, и спустя несколько месяцев я неожиданно
для себя получил невероятную кучу денег — рублей пятьсот (случай для нашего
отечественного кинопроизвод ства отнюдь не типичный). На эти деньги был
при обретен в комиссионном магазине магнитофон "Грюндик ТК-46", который
долго потом заменял нам студию. Что касается кино, то даже не помню, остались
ли мы и кадре. Обрывки песни, кажется, звучат. Интересно было бы посмотреть.