Наступило шальное
лето 1972 года. Я находился на практике по обмерам в сказочном Персяславле-Залссском,
где меня и нашел запыхавшийся и счастливый Кутиков. Он просто приехал в
город и спросил у первого встречного, где тут студенты-архитекторы. В пути
его пытались арестовать, так как цветом рубашки он походил на какого-то
только что сбежавшего особо опасного рецидивиста. Но Кутиков по нелепой
случайности имел с собой паспорт и с честью отбился. Сообщил он мне невероятную
новость. В Москве по причине возвращения из армии Сереги Грачева вновь
собралась супергруппа "Лучшие годы", и зовут они нас с Кутиковым на юг,
так как бас-гитарист Леша Полисский поехать не может, а гитарист их не
очень устраивает, и я, значит, приглашаюсь быть вторым. Господи! Да хоть
десятым! Надо просто попытаться представить себе, что такое были "Лучшие
годы". За барабанами — непревзойденный Фокин, соскочивший к тому моменту
из "Скоморохов". На клавишах (простите, на органе) — Игорь Саульский, имевший
музыкальное образование и игравший все, от классики до джаза, иногда вперемежку.
Грачева я еще не слышал, но легенды о нем ходили — говорили, что это примерно
два Тома Джонса и полтора Элвиса Пресли. Были еще великолепный басист Леша
Полисский — милейший, скромнейший и тишайший парень, гитарист Ринатик и
духовный лидер команды некто Азер, человек постоянно восторженный, снабжавший
группу свежей музыкальной информацией и иногда певший. Еще был звукорежиссер
Феликс, который сам собирал ревербераторы — не из магнитофонной приставки
"Нота", как у всех, а самостоятельной разработки. Ревербераторы стоили
по 200 рублей, и чинить их мог только сам Феликс. Обычно он просто запускал
руку внутрь и вырывал оттуда клок деталей с мясом, Это действовало. В такую
вот команду мы с Кутиковым и попали. Перед Сережей Кавагое совесть у нас
была чиста, так как он погряз в своих поступлениях в МГУ. К тому же соединиться
с "Годами" предполагалось пока на дна летних месяца. Надо сказать, что
все перечисленные музыканты были выше нас на несколько голов, и мы просто
не могли поверить, что нам предлагают встать на одну ступень.
Конечно, мы обольщались. Практичные
"Лучшие годы" прежде всего интересовались нашим аппаратом — мы продолжали
все заработанные, а также выпрошенные у родителей деньги тратить не на
портвейн, а на аппаратуру, и была она у нас к этому моменту, по московским
критериям, весьма приличной. Соединение с аппаратом "Лучших годов" обещало
дать сногсшибательный эффект. Следует пояснить, что вообще аппарат тогда
занимал и душах и мечтах музыкантов гораздо больше места, чем теперь. Сейчас
если кто и тоскует по поводу его нехватки, то как-то уж очень утилитарно.
А для нас аппарат был (стенами храма, который мы каждый день возводили.
Басист группы "Удачное приобретение" Вова Матецкий, например, считал, что
абсолютная и потому недосягаемая вершина счастья в жизни — усилитель "Fender
Bassman 100". Не победа мира во всем мире, не вечная, скажем, жизнь, a
этот вот усилитель. (Спустя года четыре он позвонил мне и грустно признался,
что вот "Bassman 100" есть, а счастья нее равно нет.)
Ну ладно. Я остался добывать
срок в Переяславле, возбужденный ожиданием, а Кутиков снялся с аппаратом
и уехал с "Лучшими годами" на юг.
Чуть позже я ехал туда один
со своей "Музимой" и весь трепетал. Называлось это Международный студенческий
лагерь "Буревестник-2" в поселке Нишпевка. Прибытие состоялось рано утром.
"Буревестник" располагался в сказочном ущелье между Туапсе и Лазаревской
(он, собственно, и сейчас там стоит). Этакие деревянные коттеджики в райских
кущах, спускающихся к морю. Пахло эвкалиптами и счастьем. Меня встретил
заспанный Кутиков. У него был несколько озабоченный вид. Оказалось, что
виртуозы из "Лучших годов" вводили его в репертуар ускоренными темпами,
и он чуть не надорвался. Я забыл сказать, что "Лучшие годы" не заботились
сочинением собственных песен, а исполняли Запад, что называется, один к
одному. В репертуар входили Элвис Пресли, Том Джонс, Джеймс Браун, Уилсон
Пикет и "Лед Зеппелин". Все это было для нас, конечно, очень сложно. Я
испытал это на себе часа полтора спустя. Проснулся Фокин, поздоровался
со мной так, как будто мы знакомы всю жизнь и расстались только вчера,
и отвел меня в будочку, где хранился аппарат. Была она беленная известью,
окон не имела и формой напоминала старинную часовню или, скорее, склеп.
Там, в страшной духоте, в пыльном ущелье из "Регентов" и "Бигов" располагался
столик и на нем магнитофон. Фокин поставил песню, как сейчас помню, "Grand
Funk" — "Feelin' all right" и предложил снять гитарную партию, то есть
сыграть с Фарнером в совершенный унисон. По достижении результата мне было
разрешено спуститься к морю и доложить о победе. После этого инструктажа
Фокин прикрыл дверь снаружи и не спеша ушел на пляж, а я остался один на
один с гитарой и недосягаемым Фарнером. В будочке было так жарко и тесно,
что ни бороться с Фарнером, ни просто слушать его, ни даже дышать было
невозможно. Но очень не хотелось ударить в грязь лицом, и, видимо, это
желание было сильнее. Часа через три я гордо спустился к морю, стряхивая
с пальцев остатки фарнеровских запилов. Правда, тут же пришлось возвращаться
с Фокиным и демонстрировать победу на деле. Сдержанная похвала Фокина была
для меня выше всех наград. Потекла невероятно счастливая, разгильдяйская,
рок-н-ролльная южная жизнь. Видимо, это был один из отрезков абсолютного
счастья в моей биографии. Условия, на которых мы существовали в лагере,
носили среди музыкантов название "за будку и корыто". То есть нам предоставляли
жилье и так называемое трехразовое питание. Мы же за это обязывались играть
на танцах два-три раза в неделю, а также аккомпанировать всякой международной
студенческой самодеятельности. Практически своими руками была построена
сцена на танцплощадке. Фанерный задник мы выкрасили в салатовый цвет, на
нем совместными с Грачевым усилиями я изобразил старинный биплан, волочивший
за собой по небу два воздушных шара: большой с надписью "Лучшие годы" и
поменьше — "Машина времени". Предполагалось некое существование "Машин
времени" внутри "Лучших годов", в результате чего совместными усилиями
разучили несколько наших шлягеров, включая "Ты и я" и "Продавец счастья".
Грачев действительно пел очень
похоже и на Джонса и на Пресли сразу, и когда он уступал мне микрофон для
"машинной" части программы, я робел. А еще были невероятные южные ночи
в маленьких двориках, увитых виноградом, с трехлитровыми банками домашнего
вина "Изабелла", разговорами о музыке, гордостью от того, что мы теперь
вместе с корифеями, а значит, и сами ничего, а еще были ростовские рокеры
с их подругами, какие-то девушки с нежными руками и порывистыми душами,
ночные купания под черным бархатным небом в мерцающей огоньками воде.
Слева по берегу километрах
в полутора располагался лагерь "Буревестник-1", принадлежавший МГУ, а справа
— "Буревестник-3" какого-то ленинградского института. С третьим мы почему-то
не дружили, а в первом играла на танцах "Мозаика" в составе Малежек — Кеслер
— Чепыжев — Машков. В дни, когда наши танцы не совпадали, мы ходили к ним
в гости, скромно и с достоинством тусовались слева у сцены, спинами ощущая
зазывные взгляды женской части публики, потом шли с "Мозаикой" пить вино
к бабе Ане и возвращались в лагерь поздней ночью по серпантину, распевая
Битлов и пугая робких влюбленных.
Было, пожалуй, первое столкновение
с Советской властью на местах. Лагерем нашим командовал некто полковник
Мешков — человек нерешительный и мягкий. Он полковничьим сердцем чуял идеологическую
невыдержанность нашего репертуара, но приказать не мог, он только постоянно
занудно просил включить в программу песни советских композиторов и современные
отечественные молодежные танцы. Мы отстаивали свою позицию тем, что лагерь,
дескать, для иностранцев и так им, стало быть, родней. Иностранцы (по нашей
просьбе) нас поддерживали и требовали рок. Исключение составляло только
вьетнамское землячество, регулярно проводившее во время танцев комсомольские
собрания. Впрочем, их можно было понять.
Внезапно к нам на танцы заехал некто, представляющий местное управление
культурой. Это был невысокий молодой человек с удивительно наглыми манерами.
Я видел, как он буквально прижал Серегу Грачева к борту и орал снизу вверх,
брызгая слюной: "Я здесь культурой три года командую, понял? И не таких
видал! Я с тобой в другом месте говорить буду, если еще раз тут низом живота
начнешь вертеть! Понял?" Человечек уехал, а Грачев пошел и очень сильно
напился — я даже решил, что он умирает. Он, бедняга, только что вернулся
из армии и, видимо, думал, что теперь уже все будет хорошо.
И тогда мы устроили демонстрацию.
На следующих танцах громкость была убрана до громкости магнитолы "Юность",
вместо ударной установки стоял тройничок, Ринатик приволок откуда-то баян,
и у нас получился типичный так называемый инструментальный ансамбль времен
позднего Хрущева. Тихо и противно исполнялись в инструментальном изложении
пьесы "Лучший город земли", "Королева красоты", "фиалки" и прочая клюква.
Самым трудным оказалось при этом не колоться и сохранять торжественно-старательное
выражение лица. Через десять минут иностранцы отсмеялись, взялись за руки
и пошли бить Мешкова. Он прибежал, на ходу роняя остатки собственного достоинства,
и униженно просил прекратить демонстрацию и заиграть как обычно. Мы сжалились,
притащили Серегу, который все еще не мог встать на ноги после алкогольного
удара, сказали ему, что наша взяла, и он вышел на сцену, качаясь на ветру,
и спел "I can't stop loving you". Клянусь, я никогда больше в жизни не
слышал такого исполнения этой песни.
Два месяца просвистели, как один день, и мы вернулись в Москву. Было
несколько сейшенов, где на басу играл вместо Кутикова уже Полисский, а
я на гитаре как-то задержался. На всю жизнь запомню представление группы:
"Друзья! Сегодня для вас играют легендарные "Лучшие годы"! (Шквал, свист,
рев). Вокал — Сергей Грачев! (Рев, свист, топ). За барабанами — Юрий Фокин!
(Свист, плач). Орган — Игорь Саульский! (Визг). Бас — Алексей Полисский.
(Шквал аплодисментов). Гитара — Андрей Макарсвич! (Гробовая тишина, и в
этой тишине из задних рядов — один хиленький унылый свистик, выражающий
явно не восторг). Было очень стыдно.
Если же говорить о каком-то
мастерстве, то все, что мы тогда набрали — мы набрали с людьми, играющими
сильнее нас. Уверен, что это вообще лучшая школа.