Собственно, до "Машины времени"
ансамбль назывался "The Kids", а до этого он вообще никак не назывался,
и все происходило не сразу. По настоящему все началось, когда я услышал
Битлов. Я вернулся из школы в тот момент, когда отец переписывал "Hard
day`s night", взятый у соседа, на маленький магнитофон "Филипс". Какие-то
отрывки Битлов я слышал и раньше, где-то в гостях. Крохотный кусочек их
концерта (секунд пять) звучал по телевидению, демонстрируя тем самым, как
низко пала буржуазная культура. В классе по рукам ходила фотка Битлов,
несколько раз переснятая, затертая и потрескавшаяся, как старая икона,
и уже было невозможно понять, кто на ней кто, но магия от нее исходила.
Так вот, я вернулся домой,
и отец переписывал "Hard day`s night". Было чувство, что всю предыдущую
жизнь я носил в ушах вату, а тут вдруг ее вынули. Я просто физически ощущал,
как что-то внутри меня ворочается, двигается, меняется необратимо. Начались
дни Битлов. Битлы слушались с утра до вечера. Утром, перед школой, потом
сразу после и вплоть до отбоя. В воскресение Битлы слушались весь день.
Иногда измученные Битлами родители выгоняли меня на балкон вместе с магнитофоном,
и тогда я делал звук на полную, чтобы все вокруг тоже слушали Битлов. Сейчас,
когда я вижу, как на чьем-то окне стоит динамик, и на всю улицу гремит
"Наутилус", я заставляю себя вспомнить, что тоже самое делал с Битлами
-- очень уж хотелось этот праздник подарить всем, в голову не приходило
что это кому-то не понравится. А может быть, наше подсознание таким образом
ставило маяки, ища в пространстве братьев по духу. Братья по духу не замедлили
появиться.
Незадолго до этого в наш класс
пришли два новеньких. Юра Борзов скромным своим видом и тихим поведением
полностью разрушал мое представление о генеральском сыне (мы знали, что
папа у него большой военачальник). Голос его мы впервые услышали несколько
дней спустя, на перемене, когда шла оживленная дискуссия на тему, может
ли человек разорвать кошку. Спор, естественно, чисто теоретический и отвлеченный
характер, самые разнообразные аргументы приводились и за и против.
Юра некоторое время слушал, склонив голову, а затем вдруг тихо и твердо
сказал: "Ребята. Не спорьте. Кошку разорвать нельзя". "А ты, что ли, пробовал?",
-- съязвил я в запале. "Пробовал", -- просто ответил он и отошел, опустив
ресницы. Так мы и познакомились. Позже я познакомился и с его кошкой Марфой,
и с трактиром "Не рыдай", но это уже было позже. А пока выяснилось, что
Юра -- Битломан. Но если я Битломан, то Юра -- Битломан в квадрате, в кубе,
не знаю, в чем еще. Мы подружились.
Второй новенький был Игорь
Мазаев. Он пришел к нам из интерната и выглядел гораздо самостоятельнее
нас. Усугублялось это тем, что у него густо росла борода совершенно золотого
цвета, что приводило в смущение учителей, но так как запрета носить бороду
в восьмом классе не существует, никто ничего ему сделать не мог. Даже сказать
"побрейтесь" язык, видимо, не поворачивался Мазай играл на гитаре и пел
русские романсы. Идея группы висела в воздухе.
Собственно, ансамбль у меня был.
Состоял он из двух гитар, и две девочки пели англо-американские народные
песни. Но это была не та группа, которую рисовало воображение. В девятом
классе, на год старше нас, тоже была группа. Но там была именно группа,
а не какой-то ансамбль -- три электрогитары, барабаны, никаких девочек.
Покровительствовала им учительница физики Тамара Васильевна, или попросту
Тамара, и благодаря ей им разрешали выступать на школьных вечерах. Играли
они инструментальные пьесы на темы Бабаджаняна и Битлов в стиле "Ventures".
Однажды на вечере их бас-гитарисит не выдержал и запел "Twist and shout".
Жилы на его шее надулись, глаза налились кровью, но голос не мог прорваться
сквозь стену гитар и пионерского барабана. Это было страшно. Вечер закрыли.
Событие, заставившее меня
расстаться с женской вокальной группой, случилось на праздновании нового,
1969 года, в той же школе. На новогоднем вечере для старшеклассников должна
была играть группа "Атланты"!
До этого мы ни разу ни слышали
рок живьем, из-за этого происходила масса недоразумений. Например, мой
магнитофончик "Филипс" (чудо техники по тем временам) обладал крохотным
динамиком, годным разве что для воспроизведения речи, и низкие частоты
отсутствовали напрочь, поэтому я долго не мог понять, какова функция бас-гитары
-- ее просто не было слышно, -- и строил на этот
счет самые невероятные предположения. Юрка Борзов как-то заметил, что
большой барабан, конечно, хорош для написания названия на нем, но функционально
очень неудобен, так как палочками к нему дотянуться сложно. Я оказался
более подкован и объяснил ему, что там сзади такая специальная педаль.
Борзов был потрясен.
И вот долгожданный вечер.
Зал на третьем этаже. Вопль снизу "Приехали!". Высокие волосатые люди вносят
огромный усилитель ТУ-100, напоминающий деталь с подводной лодки. У него
водяное охлаждение, и я бегу показывать, где туалет. Туда тянут кишку.
Группа лениво и снисходительно настраивается, и впервые в жизни я слышу
звук бас-гитары. Он сметает меня к стене, и я чувствую, как шерсть на загривке
встает дыбом. Так вот в чем дело! А мы-то, дураки... "Атланты" одеты
в черные битловские костюмы, у них органола "Юность", гитара "Фрамус" с
четырьмя звукоснимателями (лучше, чем у Битлов! в ужасе думаю я, у тех
всего три!). И только барабанщик, певец и руководитель Алик Сикорский одет
не по форме -- он в драных вельветовых портках и ковбойке. Он шикарно проходит
через зал, садится за барабаны, дает отсчет, и..
Пожалуй, вот этого божественного
экстаза, этого животного восторга я уже больше никогда не испытывал. Мы
выделывали какие-то невероятные па. Волны звука проходили сквозь нас, как
электричество, и мы резонировали в ответ. Если бы я тогда был знаком с
буддизмом, я бы, наверное, вылетел в астрал. В антракте мы набрались смелости
и попросили "Атлантов" дать нам сыграть пару псенок на их волшебных гитарах.
"Атланты" поинтересовались нашим репертуаром. Наивные девушки-певицы, не
ожидая подвоха, стали перечислять песни. "Атланты" ухмылялись. Я готов
был сгореть со стыда. Внезапно подошел Сикорский, прекратил издевательства
и поинтересовался, кто у нас на чем. Узнав, что у нас нет бас-гитары, он
страшно удивился и сказал: "Без баса, ребята, у вас ничего не выйдет. Ну
ладно, повернись ко мне грифом, я подыграю". Я согнулся под тяжестью "Фрамуса".
Сам Сикорский подыгрывал мне на бас-гитаре! Мои неверные аккорды у меня
за спиной превращались в мощный, бриллиантовый, невообразимый звук, и я
чувствовал, как он бьет меня сзади и, огибая, улетает в зал. Думаю, что
играли мы ужасно. Одноклассники смотрели на нас сочувственно. Но жизненный
выбор был сделан. Сейчас я часто думаю, насколько наша судьба зависит от
каких-то, в общем, мелочей. Алик ведь мог и не дать нам сыграть...