Я всегда очень верил нашим
газетам, радио и телевидению. Вот по
радио говорят: "Невесело поют
нынче соловьи в Булонском лесу" -
значит невесело. Весело соловьи
могут петь только в Нескучном саду.
Наши вообще очень удачно всегда
долбали капиталистическую
заграницу. И слова были изобретены
специальные: мир чистогана, город
желтого дьявола (это на золото
намекают, которое у нас никто не
любит), желтая - она же продажная -
пресса.
Очень хорошо и красиво можно было
сыграть на противопоставлениях: у
нас - "просторно раскинулись
жилые микрорайоны", у них - "дома
теснятся в каменных джунглях"; у
нас -"счастливо трудятся", у
них - "изнывают под гнетом"; у
нас - "с каждым годом растет
благосостояние трудящихся", они -
"прозябают в нищете"; мы - "живем",
они - "ютятся или чего-то там
влачат", кажется, "свое жалкое
существование".
Еще с раннего детства хорошо помню
такой шедевр газетной карикатуры.
На портрете изображен тогдашний
Секретарь Организации
Объединенных Наций. Под портретом
надпись -Дог Хаммаршельд. Около
портрета стоят двое рабочих в
комбинезонах и с молотками (видимо,
во время обеда). И один говорит
другому: "Смотри. Пишется Даг, а
читается наоборот". Вот так -
просто и элегантно - проклятый гад
Хаммаршельд.
Еще даже совсем недавно в одной из
центральных газет после огромной
статьи о наших очередных победах я
под рубрикой "За рубежом"
увидел такие строки: "Этой зимой
в США от холода погибло более 854
человек".
От какого, к чертовой матери, холода?!
Что, прямо на улице замерзли или
простудились, а потом слегли? А
точно ли более 854 или все-таки менее?
А специальная "плохая" музыка?
Многие, наверное, помнят киножурнал
"Иностранная кинохроника",
который можно было смотреть без
дикторского текста и с закрытыми
глазами. Сначала шла веселая "траляляшная"
музыка. Это значило, что в Венгрии
вошел в строй новый комбинат, потом
звучали минорные аккорды - ну точно
землетрясение в Англии или женский
хор рвет душу - открываешь глаза:
американские рабочие влачат...
Всю жизнь в конце декабря я слышу:
"В обстановке крайней
напряженности встречают нынче на
Западе Новый год".
Видали, как? - нынче, - в течение
десятков лет, а все - нынче.
На протяжении последнего времени,
дня за три до "Нового года" я
усаживался перед телевизором,
чтобы не упустить момент, когда
Запад, находящийся постоянно в
обстановке крайней напряженности,
наконец-то лопнет. Но этого почему-то
не происходило.
Позже у меня появился
видеомагнитофон, и я стал
записывать особенно выдающиеся "шедевры"
дикторского искусства. Я
подчеркиваю, именно дикторского.
Так как сами по себе
демонстрируемые сюжеты совершенно
невинны.
Судите сами. На экране изображается
одна из центральных улиц какого-то
западного города. От дома к дому
протянуты пышные гирлянды.
Улыбающиеся прохожие, отягощенные
красочными пакетами, спешат по
своим делам, сверкают
разноцветными огнями празднично
украшенные витрины.
Дикторский текст: "Ничто не
напоминает нынче (опять нынче) в
Лондоне о Новом годе".
Ну, конечно же, ничто; ведь за
границей праздники не празднуют, а
стараются "хотя бы ненадолго
отвлечься от повседневных проблем".
Следующий сюжет. Показывается
ирландская группа "Ю ту",
выступающая в небольшом клубе, а
затем улыбающаяся женщина, которая
моет окно.
Текст: "Не сразу пришел успех к
молодым талантливым музыкантам.
Раньше они играли в рабочих
кварталах, но не всем повезло так,
как им, - некоторые вынуждены сами
зарабатывать себе на хлеб". ("Некоторые"
- это, наверно, про бабу и окно).
И последнее. В Нью-Йорке -
Рождественская неделя, кругом
клоуны, "Микки маусы". На углу
стоит веселый Дед-Мороз,
останавливает каждого прохожего,
поздравляет и вручает маленький
пакетик. Люди разворачивают, и
многие сильно радуются.
Диктор (с нескрываемым презрением и
уничтожающим сарказмом): "А вот и
американский Дед-Мороз - Санта-Клаус
-, но он дарит прохожим далеко не
подарки, а всего лишь лотерейные
билеты. Не многие выиграют в эту
Новогоднюю лотерею".
Последние два года нашим средством
массовой информации стало как-то
уже не до лотерейных билетов Санта-Клауса,
и я боюсь (к моей радости), что моя
видеоколлекция телесюжетов так и
останется неполной. Нет-нет, да и
прозвучат иногда слова "влачат"
и "прозябают", но относится это
уже не к Западу а к нам, что в общем-то
не так уж и смешно.
* * *
Все это довольно длинное
вступление к рассказу о пребывании
"Машины" в США в 1988 году
призвано показать, какими примерно
сведениями, почерпнутыми из газет,
ЦТ и т.д., я располагал об "их
жизни и нравах" перед поездкой в
эту страну.
Нет, я, конечно, не уподоблялся "мистерам
Твистерам", считающим, что по
Москве медведи бродят, но был
искренне удивлен, не увидев на
каждом шагу в Штатах горящих
костров Ку-Клукс-Клана и валяющихся
где ни попадя бездомных, которые
"вынуждены сами зарабатывать
себе на хлеб".
Если говорить серьезно, то мы
действительно знали и знаем об
Америке гораздо больше, нежели
американцы о нас. Мы ведь черпали
информацию из видеофильмов, из
музыкальных программ, а они в
основном от своей "желтой прессы".
Раньше по инициативе наших газет
неоднократно проводились интервью
со случайными людьми в центре
Москвы и Нью-Йорка. И что же?
Наш бравый рабочий-комсомолец
толково объяснил въедливым
американским корреспондентам
территориально-политическое
деление США и климатические
особенности различных зон, а
ненароком попавшийся нашим
журналистам в Нью-Йорке болван
профессор из 15-ти республик назвал
только три: Москву, Сибирь и Волгу.
Что и говорит о высоком культурном
уровне среднего советского
человека, каким я себя и считаю.
А чего?! Однажды Макаревич с
Кутиковым и Ефремовым сели и за
пять минут на спор записали на
бумажке почти 48 из 50-ти
американских штатов, а когда Сашка
Зайцев вспомнил, что американские
деньги называются не долларами, а
"баксами", то все решили, что он
свободно может поработать пару лет
гидом-переводчиком где-нибудь в
Алабаме.
И вот "Машина времени",
усиленная для концертной
убедительности Александром
Борисовичем Градским, летит на "Боинге"
в Штаты.
Летим мы на "Марш мира" по
инициативе Комитета защиты мира. От
кого собирался защищать мир этот
комитет - от нас или от американцев,
- я точно не знаю.
Самолет прибыл в Нью-Йорк, там мы
аккуратно пересели на Лос-Анджелесский
рейс и около полуночи по местному
времени, слегка замученные долгой
дорогой и неизвестностью,
растопырились в зале прилета
аэропорта Лос-Анджелеса, штат
Калифорния.
Как всегда, никто из нас точно не
знал, будут ли встречать, дадут ли
суточные и когда придется "мирно
маршировать" - прямо сейчас или
все-таки немножечко попозже?
Через некоторое время ловкие
шоферы в серой форме растащили по
длинным лимузинам прилетевших
бизнесменов, и мы остались в зале
одни, не считая очень бойкой и
симпатичной девицы, с небольшой
табличкой "НАRD-RОСК" в руках.
Девушка пританцовывала, вертела
головой и, беспрестанно улыбаясь,
энергично разгоняла табличкой и
без того кондиционированный воздух.
Убедившись лишний раз, что кроме
нее и нас никого в зале нет, и бросив
взгляд на длинные прически
Кутикова и Градского, она
решительно подошла и с ужасающим
техасским акцентом осведомилась,
не видали часом мы тут где-нибудь
группу из Москвы? А мы-то как раз и
видали.
Девушку звали Маделина, она позвала
лохматого босого парня Тома, мы
загрузили вещи в грузовичок, сели в
две машины и по ночной прохладе
приехали в чудный дом Маделины на
берегу океана.
Еще в этом доме жил непрописанным
ее друг Лэни, которого за странный
рычащий голос пришлось тут же
прозвать Тайгером, то есть тигром.
Они позвонили, заказали пиццу;
потом пришли еще несколько друзей,
а мы тоже достали разные московские
припасы и стали с ними со всеми
очень сильно дружить.
Андрей спел под гитару несколько
песен в стиле "кантри", была
открыта пара баночек икры, а наш
Директор, не говоривший по-английски,
выразил свою признательность
гостеприимным хозяевам тем, что не
сходя с места, в уголку быстро
выиграл у Тигра сто с лишним "баксов"
в карты, неосмотрительно
оставленные тем на виду.
Директор сильно гордился своим
выигрышем, и стоило больших усилий
упросить его проиграть деньги
назад.
К середине ночи обстановка было
такая приятная и свободная, как где-нибудь
в Малаховке под Москвой.
Два следующих дня мы провели на
пляже и, вообще, всячески красиво
отдыхая, посещая маленькие пляжные
магазинчики и соседей Маделины,
которые проявили к "этим
странным, но веселым русским"
неподдельный интерес.
Было жарко, кое у кого "сгорели"
плечи, а Саша Градский купил себе
красивую шапочку с приделанными к
козырьку небольшими руками и
веревочкой. Если дернуть за
веревочку, то ручки делали жест,
который американцы называют "Fuck
off". Дергал он за веревочку часто,
несложный механизм быстро сломался,
и руки застыли в постоянном жесте,
который уже нельзя было ни отменить,
ни изменить. Шапочку пришлось снять.
Мы, конечно, не забыли, зачем сюда
приехали, и с интервалом в семь
минут пытались интересоваться, где
сейчас "Марш мира" и как бы нам
к нему незаметно примкнуть, а также
задавали всякие робкие вопросы по
поводу "суточных".
Несчастные Маделина и Тигр
смущенно переглядывались, наконец,
выдали нам долларов по двадцать,
чтоб мы себе ни в чем не отказывали.
День на четвертый выяснилась одна
любопытная деталь:
наши милые хозяева ни о каком "марше"
и не слыхали, а просто узнали от
каких-то знакомых, что должны
приехать русские музыканты, после
чего, испытывая здоровый интерес к
нашей стране, решили их принять и
поближе познакомиться.
Было не очень-то ловко, но вскоре мы-таки
нашли этот "Марш мира", а он -
нас, и историческая справедливость
была восстановлена.
Михаил Шуфутинский был
руководителем ансамбля "Лейся
песня" до 1979 года. Руководителем
хорошим - в меру жестким, в меру
демократичным. Миша закончил
Дирижерско-хоровое отделение
консерватории и очень хорошо
поставил в ансамбле вокал.
Отношения были нормальные,
коллектив был на подъеме, и ничто не
предвещало скорого расставания с
руководителем.
Как-то на гастролях я зашел вечером
к нему в номер. Миша говорил по
телефону с Москвой, и я стал
рассеянно перебирать газеты и
книги на его тумбочке в надежде
найти какой-нибудь детективчик на
ночь - и нашел. Книжечка называлась
"Овцеводство в Австралии" и
содержала ряд интересных сведений
о численности и популяциях
бараньего поголовья в этой далекой
стране.
Так у меня зародилось жуткое
подозрение, что Шуфутинский
уезжает.
Через пару месяцев он собрал
собрание и объявил о своем решении
уволиться. Все были в шоке. Такого
еще не бывало; был прецедент, когда
целый ансамбль "Самоцветы"
ушел от руководителя, но наоборот...
Миша объяснил, что он очень устал от
поездок, что не имеет возможности
посвящать достаточно времени семье,
и извинился перед всеми за то, что
он, видимо, вынужден будет объявить
нас перед руководством подонками и
бездельниками для убедительной
причины увольнения.
Мы, обалдевшие, дали полное
согласие считать нас кем угодно, а
руководство реагировало
однозначно, тут же предложив
разогнать к чертовой матери
зарвавшуюся сволочь, но Миша
настоял на своем и уволился один.
Он поступил очень мудро и честно,
потому что даже через полтора года,
когда он уехал, не имея к "Лейся
песня" никакого отношения, у
ансамбля были большие неприятности:
размагниченные фонограммы,
отмененные съемки, несостоявшиеся
гастроли.
Где-то году в 84-ом, уже в "Машине"
после концерта я вошел в наш "Икарус"
и, усевшись, услышал из
водительского магнитофона
развеселую музычку про Брайтон бич,
небоскребы и т.д. - голос был
совершенно незнакомый.
Водитель сказал, что это - какой-то
Чухатиньский, последний писк
эмигрантского творчества.
Я никак не мог себе представить, что
это поет Миша, так как еще в "Лейся
песня" он никогда не пел и,
раздавая партии вокалистам, всегда
предпочитал сыграть мелодию на
рояле. Слух у него был отличный, но
что-то не то с дикцией, и он даже
немного этого стеснялся.
А тут прямо соловьем разливается.
Оказалось, что все-таки Шуфутинский.
Видимо, это в "Нескучном саду"
соловьи не поют, а в "Булонском
лесу" поют, да еще как весело!
На протяжении этих лет я слышал, что
Миша был сначала в Нью-Йорке, потом
переехал в Лос-Анджелес, и у него
там какое-то дело, связанное с
рестораном - не то у него ресторан,
не то он часто туда ходит. Но адреса
не было, а повидаться очень
хотелось: вот, мол, я в Америке и не
сбежал, а так - захотел и приехал.
Как-то, идя по улице, спрашиваю
Маделину, не знает ли она такого
Шуфутинского? Маделина, жуя резинку,
улыбаясь, постреливая глазами и не
забывая качать бедрами, подбежала к
телефону-автомату, схватила и
сунула мне толстенный справочник.
Открываю и между мистерами Шмуцем и
Шутцем коричневым по розовому
написано: мистер Шуфутинский.
Я позвонил ему, разговаривал с
женой, которая меня не узнала, и
выяснил, что мистер Миша будет
сегодня вечером в ресторане "Атаман",
который, собственно, ему и
принадлежит.
Ребята все взволновались:
некоторые тоже знали Шуфутинского
еще по Союзу, а другие просто от
возможности сходить в Америке в
ресторан.
Я уже упоминал, что разговаривать с
Маделиной было бы трудно, даже если
бы она говорила не по-английски, а
по-русски, но с такой же пулеметной
скоростью и ковбойским акцентом;
поэтому приходилось отделываться
многозначительным "о'кей".
Кое-как договорились, что она
заедет за нами в 6 часов на своей
здоровенной шаланде и отвезет в "Атаман".
Все "почистили перышки" и
приоделись во все чистое, чтобы
предстать перед "владельцем
заводов, газет, пароходов" во
всем блеске. Градский долго возился
с механизмом шапочки, потом плюнул
и надел, ради разнообразия, черную
рубашку.
Где-то в половине восьмого я уже
стал сильно нервничать, потому что
Маделина, хотя и была женщиной, но
все-таки старалось не опаздывать
более чем на час - значит что-то
случилось.
Так оно и было. Вскоре Маделина
позвонила (переводил Лэни-Тайгер) и
рассказала, "что у машины не было
номера, а полиция спрашивает, а
машина принадлежит одному другу, а
друг уехал неизвестно куда, а
полиция машину забрала, а она
теперь без машины, а в общем все - о'кей,
и через 10 минут она будет".
Действительно, минут через десять
Маделина явилось но новом "мустанге",
мы погрузились и поехали.
Поинтересовались, у кого она взяло
эту тачку, и есть ли
на нее документы? Ответ был такой:
- Все есть, все - о'кей. Я ее по дороге
купила.
"Атаман" был просторным
рестораном, специализирующимся на
французской и русской кухнях.
Оркестр только что закончил
очередную песню, и Миша с
радиомикрофоном спускался с
эстрады в зал под аплодисменты
русско-французского стола.
Я вышел прямо к эстраде, и сюрприз
был так сюрприз. Меньше всех, кого
он ожидал увидеть, так это меня. Он
расчувствовался до слез, я - тоже.
Больше того, многие присутствующие
сразу узнали Макаревича и
Градского, подходили, жали руки, но
им сразу было объяснено, что мы
приехали не насовсем, а на гастроли.
Вечер прошел чудесно.
На следующий день Миша катал нас по
Лос-Анджелесу на своем "Мерседесе",
у которого на номере вместо цифр
написано "Атаман". Проезжали
мимо его дома в самом престижном
районе города - Беверли Хиллс.
Подумать только! Еще недавно я
смотрел интересный видеофильм "Полицейский
с Беверли Хиллс", а тут сам
разъезжаю.
Миша небрежно вел машину и
рассказывал, рассказывал... О том,
как трудновато с рестораном без
официальной лицензии на алкоголь, о
том, что заключил контракт с
телохранителями, которые должны
защищать его даже против его воли.
Тут вот какая тонкость. Если
подойдут к Мише незаметно
преступманы, приставят пистолет и
прикажут отослать телохранителей,
то те никуда не уйдут, если только
сами не захотят.
В конце экскурсии Миша все-таки
спохватился, что уж очень круто
взял, и сказал, что жилье очень
дорого, поэтому он не может себе
позволить в этом миллионерском
районе целый дом, а только
пятикомнатную квартиру.
Я немного успокоился, а то ведь
известно, что на Беверли Хиллс
живут самые богатые звезды
Голливуда и вообще всякие
знаменитости.
На Мишиной улице проезжаем мимо
одного особняка, перед нами на
лужайке дядька черный с детьми
бегает.
- Знаешь, кто это? - Миша небрежно
спрашивает. - Знаменитый Кассиус
Клей, он же Моххамед Али, знаешь?
Я плюнул на все, говорю:"Не-а".
Несколько раз в Штатах в разных
городах нас таскали но настоящие
приемы со свечами, бассейнами и
слугами-неграми в белых перчатках.
Все было очень богато, и я поражался,
насколько сильную любовь
испытывают к "Машине" простые
американские миллионеры.
Правда, потом оказалось, что
средства, ассигнованные богатыми
людьми на такие приемы, проходят
как благотворительность, и им за
это снижают налоги.
Это не значило, конечно, что с таким
же успехом можно было выбросить
деньги на помойку, ведь гораздо
приятнее их пропить с
замечательными ребятами из Москвы,
чем снабдить пару сотен бродячих
собак "долгоиграющими"
резиновыми костями.
Американцы все время улыбаются:
неосознанно во сне, дома, на улице,
ходят прямо так и улыбаются, о уж
если к нему обратиться с вопросом
или как, тут уж приходится
опасаться, как бы он челюсть не
вывихнул.
Еще они друг друга хвалят и никогда
не жалуются - всегда все о'кей.
Вот он подходит здороваться: "HOW
аге уоu?" (Как поживаешь?). Надо
ответить: Отлично, шикарно,
бесподобно.
А если буркнуть, как у нас принято,
"Ничего", тут он уже подумает,
что у тебя кто-то умер.
Часто спрашивают, уловив малейший
акцент: "Откуда ты (или вы)?"
Говоришь: "Из Советского Союза".
Не понимают. Надо отвечать: Россия,
Москва.
Так что мы еще до развала Союза уже
отвечали, что - русские.
Один только раз очень правильно нас
поняли. Был сильный дождь, а автобус
не смог подвезти к самым дверям
гостиницы. Три часа ночи, несемся,
гремя сапожищами, на втором этаже
открывается окно, и голос заспанный
спрашивает: "Откуда это вы летите,
как сумасшедшие?"
- Из Советского Союза, - отвечаю.
- Так я и думал, - и закрыл окно.
Но вообще к нам все очень
благожелательны. Даже, кажется,
немножко жалеют.
Пригласили как-то на обед в
аристократический гольф-клуб.
Америка - страна относительно
молодая, к аристократии и к своей
старине очень трепетно относится.
Однажды на экскурсии
достопримечательности показывают:
вот здание, ему почти тридцать лет,
а вот тому - целых пятьдесят.
Ну, разве можно быть аристократом с
двадцатилетним стажем! Но ничего,
оказывается можно.
В гольф-клубе около ста почетных
членов: Рональд Рейган, Майкл
Джексон и другие суперзнаменитости.
Чтобы получить членство, надо
внести 150 тысяч, да и потом ежегодно
отстегивать 50-60, но, как вы
понимаете, не в деньгах дело.
Клуб расположен в уже
суперфешенебельном месте внутри
Беверли Хиллс, в Бель Эйр, и
славится кухней своего ресторана,
чуть ли не лучшей в мире.
Нам показали красивые поля для
гольфа, клюшки почетных членов и,
наконец, кухню с 15-18 поварами -
каждый специалист какой-либо
национальной готовки. Даже двое
специалистов по русским делом,
наверное, варят им щи.
В просторном обеденном зале 5-6
миллионеров в белых рубашках что-то
спокойно ели своими клюшками и на
нас особого внимания не обратили.
Клуб считался сугубо мужским,
женщины не допускались, но для
организатора нашего обеда,
голливудского продюсера, который
пришел с женой, было сделано
исключение.
Мы сели за стол и после первого
тоста за нашу даму элегантный седой
продюсер, держа бокал с шампанским
"1396" года, произнес буквально
следующее:
"Друзья! Всем известно, что самая
развитая капиталистическая
держава в мире - это США. В США самым
богатым и процветающим штатом
является Калифорния. Самый
известный город Калифорнии - Лос-Анджелес.
В Лос-Анджелесе самым
фешенебельным районом считается
Беверли Хиллс, а в центре его
находится Бель Эйр, где расположен
наш гольф-клуб с роскошным
рестораном, где мы все сидим.
Друзья! Вы находитесь в самом
центре капитализма, к которому ваша
страна, к сожалению, выбрала такой
тернистый и извилистый путь."
Наш Директор встал и обратился к
продюсеру с краткой ответной речью,
где сдержанно похвалил Америку и
жратву. И мы выпили, как я понял, за
перестройку.
Мне так понравился этот стройный к
безупречный американский тост, что
я изо всех сил постарался его
запомнить, чтобы в случае чего
воспроизвести. Недавно такой
случай представился: приехали
знакомые американцы. Я произнес
тост, слегка подправив его под наши
условия, - мол, вот мы все здесь, в
Москве, в ресторане "Пекин", в
европейском зале и т.д.
Американцы кивали, но мне
показалось, что тост настоящего
искрометного успеха не имел.
***
Когда поет А.Б.Градский, я забываю
обо всем. Мы знакомы с ранних
юношеских лет, репетировали в
розных группах в легендарном доме
культуры "Энергетик", я всегда
восхищался его уникальным голосом,
даже когда он не поет, а так просто,
в разговоре. Еще меня очень
привлекали бескомпромиссность его
суждений и очень здоровое чувство
юмора.
С тех пор, конечно, прошло много лет.
Градский стал известнейшим певцом
и композитором, а я всего лишь
гениальным звукорежиссером и
писателем, поэтому не могу называть
его на бумаге Саша, а, в крайнем
случае, Александром.
Так вот, в Америке Александр купил
себе стекло.
Будучи человеком
предусмотрительным, еще задолго до
этой поездки он приобрел огромный
"Бьюик" 72-го или 75-го года и с
первых дней пребывания в Штатах
искал для этой машины ветровое
стекло. Нашел и купил.
Стекло было очень большое, а ящик
для его хранения - так просто
огромный и в нем хотелось жить.
Валандались и таскались мы с этим
ящиком исключительно из уважения к
таланту и личности Александра.
Как-то раз в Сан-Франциско я был
дежурным по ящику. Сижу, привалился
к нему, как к горе Машук, и за него
отвечаю. Присматриваю, как бы в нем
бездомные не расселились или
океанский контейнеровоз за своего
не принял и не уволок незнамо куда.
Покуриваю тайком запрещенные в США
сигареты "Родопи". Их еще
президент Линкольн запретил, как
пустую трату времени, а под
категорию марихуаны они подходят
разве что по запаху. Я все сидел и
размышлял, как этот ящик завтра
волочь в другое место, и вспомнил
кучу всяких историй о громоздких
предметах и их перевозке.
У ансамбля "Верасы" была
сильная нужда. Нужда была в двух
кофрах для перевозки микрофонных
стоек. Кофры должны были быть метра
по полтора и сделаны из фанеры. Вот
те, кому положено, сделали чертежи и
отправили их на завод или там, в
мастерские, где заказ должен был
быть выполнен точно и в срок.
Время от времени "Верасы"
интересовались, как там идет работа.
Им отвечали, что все в порядке, уже
пройден нулевой цикл и заложены
первые фанерки.
Через каких-нибудь два года
изготовители позвонили, сообщили,
что первый из кофров готов, и
предложили встречать груз около 15
часов пополудни. Филармонические
деятели выразили удивление таким
пафосом и, в свою очередь,
предложили послать своего
экспедитора, чтобы он схватил
коробку и привез. Но изготовители,
сославшись на новую форму
обслуживания, стояли на своем.
Встречать вышли всей филармонией.
В 15 часов в ворота вошел спиной
человек с флажком, за ним
показалось нечто вроде дома
средней величины, который на
тягачах, тачках и подводах волокли
радостные изготовители.
Оказалось, кто-то в среднем звене не
вовремя выпил и перепутал
миллиметры с километрами.
Чудовище долго стояло во дворе
филармонии. Были проекты открыть
там дискотеку или рынок, но
администрация на всякий случай
отказывала.
А чехлы для стоек чья-то жена сшила
из подвернувшихся тряпок за 20 минут.
А вот еще. Случилось мне один раз в
городе Магадане перевозить
довольно громоздкий ящик с ударной
установкой.
Я стою на улице с этим ящиком и
двумя бойкими местными ребятами,
через которых и была приобретена
установка, пытаюсь поймать такси.
Машу руками, как ветряная мельница.
Но вот одна машина с "зеленым
глазом" мимо проезжает, потом
другая...
Ребята, посмеиваясь, за мной
наблюдают, наконец, один, который
поглавней, смилостивился над "салагой",
говорит:
- Ладно, мальчик, отойди! Кто же у нас
в Магадане так тачку ловит?!
Вышел он на край тротуара, сунул
руки в карманы и стал правой ногой
такое движение делать, как девочки
в варьете в танце "канкан".
Я думаю: "Во как! Век живи - век
учись. В жизни бы сам не догадался",
- и действительно, первая же "Волга"
останавливается.
Вежливый водитель аж из машины
вышел и к нам направляется. Мой
магаданский "канканщик"
смотрит на меня -знай наших, но тут
водитель как даст ему в ухо и уехал.
Что уж случилось, точно не зною.
Может быть, не той ногой надо было.
Ребята долго оправдывались, что это
"водила" дурак и козел, а я
плюнул на местный колорит, достал
московский "чирик" (тогда это
еще были деньги), взмахнул им, как
Кио палочкой, и первый же грузовик,
ссыпав уголь на обочину, помчал
меня с барабанами в дальние дали.
Было у нас в свое время трое рабочих:
Басов, Шитов и Калахов. Кличка у них
была - "три молодца, одинаковы с
лица".
Действительно, очень похожи друг на
друга: плотные, немногословные,
обстоятельные.
Никто о них толком ничего не знал,
только однажды Шитов сказал, что
брат у него "на шофера кончил".
Работники они были хорошие, меж
собою крепко дружили:
придут, бывало, утром все с "фонарями",
директор им допрос с пристрастием.
"Упали,- говорят, - ударились".
Еще им почему-то очень нравилось
быть евреями.
- Мы, - говорят, - евреи: Басман,
Шитман и Калахер.
Когда приезжаешь на гастроли в
другой город, одним из самых
доступных развлечений является
дневное посещение местного
универмага. Вот в одной украинской
поездке приходим в универмаг.
Походили, посмотрели, потом,
конечно, заходим в музыкальный
отдел. Я гляжу, глазам не верю: стоят
звуковые агрегаты типа "Маршал".
Две колонки одна на другой, и сверху
усилитель. По виду ни дать, ни взять
- фирменная аппаратура, на которой
обычно западные "монстры рока"
выступают.
Оказывается, местный радиозавод
выпускает. И название залихватское
- что-то вроде "Ритм" или "Гамма".
Мы эту аппаратуру обступили, гадаем,
какова она в деле? Тут, откуда ни
возьмись, трое "евреев"
протискиваются. Басман с Шитманом
обошли агрегат вокруг, потом, не
сговариваясь, схватили за ручки,
приподняли, опустили: "Говно", -
говорят. А Калахер даже плюнул.
Мы тоже плюнули: чего уж тут
смотреть - все ясно. Я этот способ
проверки качества взял на
вооружение, и, когда в первый раз за
ящик со стеклом Александра
уцепился, сразу понял - сильная вещь.
Пока я все это вспоминал, дежурство
мое кончилось, смена пришла, и
отправился я ужинать чем
американский бог послал.
Приехали в Даллас, штат Техас. К
этому времени "Машина" уже
отделилась от "Марша мира".
В плане у нас были записи на очень
хорошей Далласской студии и пара
концертов.
Состоялся даже небольшой концерт в
городе Хьюстоне, столице
американской космонавтики, где "действующие"
русские до этого времени
появлялись крайне редко.
Даллас - очень красивый город, очень
чистый и благоустроенный (если
можно вообще так говорить об
американском городе) - в свое время
покрыл себя мрачной славой. В
Далласе был убит президент Джон
Кеннеди.
Мы побывали на том месте, видели
здание, с верхнего этажа которого
по официальной версии стрелял Ли
Харви Освальд.
Освальд, арестованный по
подозрению в покушении на Кеннеди,
вскоре сам был убит Джеком Руби, в
свою очередь, через месяц
отравленным в тюремной камере,
развалившейся через три дня на
мелкие куски, впоследствии
съеденные мышами.
Комиссия Уоррена, занимавшаяся
потом расследованием этого жуткого
дела, исписав толстенные тома,
зашла в тупик, так как свидетели
исчезали один за другим. Возможно
только будущее прольет свет на
тайну убийства. И то вряд ли.
В Далласе было много интересных
встреч и контактов, но апофеозом
явилось посещение "Хард-рок кафе".
Не надо думать, что это нечто вроде
кафе-мороженного, где играет группа.
"Хард-рок кафе" в мире всего
несколько. Это - своеобразный центр
рок-культуры. Это - роскошный
ресторан, способный удовлетворить
самые изысканные вкусы. Это -
мемориальный музей, где собраны
реликвии, принадлежащие лучшим
музыкантам мира: гитара Джимми
Хендрикса, одежда Битлз и т.д. И,
наконец, это - престижнейший
концертный зал, где выступали и
выступают (но только по одному разу)
звезды рок-музыки.
Честь выступить в Хард-кафе была
оказана Элвису Пресли, Стиви
Вандеру, Роллинг Стоунз, Чабби
Чеккеру и др., причем честь обоюдная:
заведение очень гордится людьми,
занимавшими его сцену, и в
ознаменование каждого такого
события на площади перед зданием
навечно помещается бронзовая
звезда с фамилией певца или
названием группы.
Сердце любого рокера зашлось бы при
взгляде на это созвездие имен, и
каково же было наше удивление,
когда "Машине" официально
предложили выступить в этом
замечательном месте.
Ни о какой звезде, конечно,
разговора не было (этот вопрос
решался спецсоветом), но
возможность поиграть на одной
сцене с музыкантами такого
масштаба просто потрясала.
Первая (и последняя) очередь,
которую я увидел в Штатах, была
очередь за билетами на наш концерт.
Публика собиралась солидная, так
как цена билетов была довольно
высока - около 35 тысяч рублей по 1993 г.,
хотя для американцев уже давно "пробил
час рэм".
Все, конечно, очень волновались.
Концерт открыл тремя песнями
Александр Борисович. Пел он по-русски,
но зрители были буквально
потрясены его вокальным
мастерством и этого не замечали.
Некоторые в волнении закурили,
другие обменивались вполголоса
восхищенными репликами. Тогда
Градский сделал следующее: оборвав
но полуслове волнующий рассказ о
приключениях Гарсии Лорки, он,
пользуясь буквально тремя
английскими словами (типа Ноу
смокинг, фастен белтс), заставил зал
замолчать и прекратить курение, чем
поднял престиж советских артистов
на небывалую высоту. Об этом
взахлеб с одобрением написали
утренние газеты.
После этого "Машине" работать
было легко, зрители были само
внимание, и я даже слышал, как по
залу пролетели две мухи.
Еще до поездки Андрей удачно
перевел несколько песен, а перед
русскими текстами делал по-английски
небольшой анонс, так что для
зрителей не пропала ни музыка, ни
смысл, что было особенно приятно.
Был большой успех.
В течение всего концерта за моей
спиной стояли трое солидных мужчин
и очень внимательно наблюдали за
моими действиями. Первый был по
виду очень похож на продюсера
Мадонны, второй явно напоминал
продюсера Рода Стюарта, а третий
скорее всего являлся продюсером
Майкла Джексона. Пришлось мне
блеснуть мастерством и хвататься
за ручки в темпе шахматного
блицтурнира.
По окончании концерта я повернулся
к ним и спрашиваю:
- Как вам понравился "саунд звука"?
Один сказал: "Отлично", другой:
"Шикарно", а третий:
"Бесподобно", - и добавил: "Прекрасная
работа".
Странно все-таки, как Америка
влияет на творческие способности
человека. Вот помню в Орле после
концерта зрители прибегают:
- Где, - кричат, - этот звукорежиссер
хренов, надо бы ему руки оторвать!
Это - на Родине, а здесь такие важные
люди и "шикарно и бесподобно".
В общем сижу я, это, и мысленно уже у
Мадонны и Стюарта работаю, а может
быть даже и у Майкла.
Тут Макаревич подходит:
- Чего-то, - говорит, - мне показалось,
что гитара сегодня была тиховата.
Пришлось срочно в "Машину"
возвращаться.
А мужики те, трое, оказывается
поспорили между собой на бутылку
виски, что я обязательно что-нибудь
сломаю, но просчитались сволочи.
На вечерней "разборке полетов"
вышел небольшой спор о программе,
но все согласились, что в целом
концерт прошел хорошо; Андрей с
достоинством комментировал по-английски
русскую часть концерта, а я ничего
не сломал.
Александр Борисович, зашедший на
огонек, тоже сдержанно похвалил
коллектив, но чувствовалось, что у
него есть свое собственное мнение о
том, кто принес концерту успех.
(Александр всегда относился к
Машинистам, как к братьям меньшим,
на что, безусловно, имел право, и
позволял любить себя и восхищаться
только издалека).
В ответ на этот демарш я вынужден
был тут же наврать, что слышал из
верных источников о планирующемся
открытии Звезды в честь "Машины
времени". Градский хохотал ток,
что стёкла чуть не лопнули, и
предложил в качестве материала для
звезды трехслойную фанеру. Было
грустно.
А сон-то оказался, что называется, в
руку. Дня через два американцы
намекнули, что утром около "Хард-рок
кафе" состоится некая
торжественная церемония. (А кое-кто
продолжал хохотать.)
Я пошел в магазин и приобрел за 70
центов кусочек жести, подручными
средствами обрезал его, придав
форму звездочки. Написать
фломастером имя и фамилию было уже
делом техники.
На следующий день далласцы не
поленились устроить пышный
праздник в своем стиле. Было все: и
небольшой оркестр, и разрезание
лент, и торжественное срывание со
звезды красного покрывала. В конце
церемонии "американские пионеры
подарили "Машине времени"
галстуки" (Пьер Карден) и т.д. и т.п.
Я положил звездочку Александра на
зеленую травку, но показывать кому-либо
постеснялся - зачем мне нужен враг
на всю жизнь, тем более, что поет-то
он по-настоящему здорово.
А звезда "Машины" из
сверкающей бронзы помещалась где-то
справа от Чабби Чеккера и в
приятной близости от Элвиса Пресли
и, если хвалить после каждого
концерта и улыбаться - это способ
американской жизни, то отливать и
устанавливать звезду с надписью
"Time mschine, USSR" их никто не
заставлял. И это - хорошо!
Сводили нас на новый фильм "Красная
жара". В нем советский милиционер,
которого играет Арнольд
Шварценеггер, приезжает по делам
службы и розыска в Чикаго.
Американская полиция активно ему
помогает, и все кончается хорошо.
Довольно забавный фильм, правда,
смеялись мы совершенно не в тех
местах, где американцы, ну, да
неважно, у них свой юмор, а у нас
свой.
Был там такой эпизод. Милиционер
Шварценеггер, усталый после
самолета, наконец добирается до
номера в гостинице, заходит,
запирает дверь, бросает свой
портфель и включает телевизор. На
экране появляется целующаяся
парочка.
- Тьфу, это же капитализм, - говорит
Арнольд с отвращением и выключает
"ящик".
На очередном приеме сосед по столу,
который, кажется, присутствовал на
просмотре, спросил меня, как мне
нравится Америка? Я, желая сострить
и намекая на фильм, ответил:
- Это же капитализм.
Через два дня вышла газета, как раз
освещавшая пребывание в Далласе
"Машины" и присуждение ей
звезды.
Большая статья с фотографией
группы на первой странице
начиналась словами:
-Макс Капитановский - саунд-инженер
"Машины времени", - держа в руке
стакан с водкой, сказал: "Да, это -
капитализм".
Я как прочитал, чуть в обморок не
грохнулся. Во-первых, от лживости и
продажности американской прессы,
во-вторых, от страха, что в Москве
узнают. Шел 1988 год, а тут "стакан с
водкой". Хорошо помню, что пил из
рюмки, а они, гады, что написали.
Да еще Директор на меня долго и
выразительно смотрел -прямо мороз
по коже. Я решил при случае с этим
"щелкопером и бумагомаракой"
отношения выяснить.
Случай представился на третий день
во время концерта Рода Стюарта. Нам
раздали такие значки "Очень
важная персона", дающие
возможность ходить за кулисы и в
буфет. И вот моя персона увидела в
буфете того журналиста, подходит к
нему и говорит заготовленную речь,
в смысле "ай-яй-яй".
Уж как он смеялся!
- Я тебе, - говорит, - только хорошего
хотел. - Твоя фамилия в центре
газеты появилась, у нас за это люди,
знаешь, какие деньги платят, а тебе -
на халяву...
Моя "очень важная персона" все
поняла и больше с глупостями не
приставала.
Директор меня в Москве не выдал, а
руководство почему-то прошляпило.
Концерт Рода Стюарта. Мы впервые
присутствовали на настоящем рок-концерте
такого масштаба. Огромный
полуоткрытый зал, отличная
аппаратура, шикарные музыканты,
бесподобный Род Стюарт.
Мы, как "очень важные персоны",
располагаемся близко от сцены.
Билет стоит 18.50 $, дешевле, чем на "Машину"
в "Кафе", но и зал в 10 раз больше.
Слева огромный экран, показывающий
всякие мелкие детали: выражение
лица, пальцы гитариста или
клавишника - великолепное шоу.
В проходах дежурят квадратные
мальчики в черных майках - охрана.
Зрители беснуются, но в рамках;
курят марихуану, но понемногу; пьют
виски, но по чуть-чуть - полный кайф.
Хрупкая девушка, профессионально
сбив с ног здоровенного громилу,
прорывается на сцену, и Стюарт
допевает песню с ней на руках.
Я сидел, разинув рот, смотрел и
слушал, а вокруг сорокалетние
мальчишки и девчонки пели,
танцевали, целовались. У меня зрело
неосознанное чувство протеста
советского человека, не привыкшего,
чтобы было так хорошо.
Одним словом, я собрался УЙТИ.
Будучи уже очень известным в
Америке человеком, фамилией
которого уж полгода как пестрели
центральные газеты (стакан водки и
т.д.), я представил себе завтрашние
сенсационные заголовки: "Капитановский
УШЕЛ с концерта Стюарта", "МАКСУ
такая музыка не нужна" и т.п.
Пока я смаковал несостоявшееся
будущее, концерт незаметно
кончился, и мы отправились на
банкет-прием, которого Стюарт
каждый раз удостаивал сугубо
избранных.
Сугубо избранных в Далласе
оказалось человек 800. Закуски,
напитки, легкая музыка - большой
праздник.
Между прочим, я заметил ту девушку,
которая охрану прорвала, она как
раз с тем охранником и отдыхала -
подсадная уточка-то!
Часа через 2 появился САМ и в уголке
ужинал со своими детьми. Он явно
устал и несколько тяготился шумным
обществом. Я-то на всякий случай
прошелся мимо пару раз этаким
гоголем, чтоб он понял, КТО с него
хотел уйти, но сильного впечатления
это не произвело.
В результате Андрей был в конце
вечера представлен Стюарту,
поговорил с ним немного, и они
вместе сфотографировались. У
Макара фото хранится - РОДИК и
АНДРИК.
Но мы с Директором этого уже не
видели: у него мечта была у Стюарта
на коленях посидеть - не вышло, и мы
заплакали и пошли домой в скромную
гостиницу "Анатоль" (двести
баксов в сутки).
Почти перед самым отъездом мы
посетили еще один плантаторский
дом. С белыми колоннами,
расположенный на живописном
пригорке среди цветов и деревьев,
дом производил впечатление
форпоста рабовладения. В воздухе
слышался звон кандалов и крики
угнетаемых негров. Своеобразное
очарование старины не портила даже
здоровенная спутниковая антенна,
стоявшая на лужайке перед крыльцом.
После обеда, о котором даже
говорить не хочется, хозяева
предложили освежиться в бассейне.
Мы уже привыкли, что бассейны есть
почти у всех, а лето в Калифорнии
очень жаркое, поэтому с
благодарностью предложение
приняли.
Бассейн находился метрах в ста от
дома и был, наверное, устроен из
естественного пруда, настолько
хорошо он вписывался в окружающий
ландшафт.
Я направился к бассейну и уже
издали увидел, что там кто-то
плавает. Раздавался плеск и, как от
кита, взлетали фонтанчики воды.
Ничего удивительного в этом не было
- это мог резвиться дельфин или
любое другое морское существо:
бассейн был достаточно велик, а
американцам никакой закон не писан.
"Дельфином" оказался
хорошенький желто-зеленый водяной
пылесос длиною около метра.
Перебирая маленькими лапками, он
ползал по дну и подводным стенкам
бассейна и всасывал частички ила и
несуществующего мусора, потом
всплывал и радостно выпускал
фонтанчик воды.
Мы зачарованно смотрели на его
работу.
- Сосет, как бог, - сказал кто-то
рядом.
Я, наверное, сноб, жлоб и "вещист",
потому что, когда меня спрашивают,
что мне запомнилось в Америке
больше всего, я вспоминаю не
небоскребы, не Хард Рок Кафе, не
Голливуд, а вот этот маленький
трудолюбивый водяной пылесос, как
олицетворение рациональности,
пользы и комфорта американской
жизни.
Наши эмигранты, которых в Америке
уже предостаточно, многочисленных
родственников, хлынувших в Штаты за
магнитофонами, телевизорами и
тряпками, полупрезрительно
называют "пылесосами".
Если бы эмигранты с самого начала
познакомились с очисткой
американских бассейнов, они бы
придумали для родственников другое
название.
|