Сделать правильный выбор...
(Интервью с Валерием Ефремовым.)
"Инфоцентр+" № 69, 01.04.2000г.
На днях фирмой "Синтез Рекордз" был выпущен уникальный диск - первый сольный альбом бессменного ударника группы "Машина времени" Валерия Ефремова, "Сбивчивый рассказ". Нам посчастливилось взять интервью у Валеры. Он сам оказался в редакции, и удобно расположившись в кресле, разговорился с нашими сотрудниками, похвастался новинкой. Интервью получилось само собой.
- Валера, а как возникла идея создания сольного проекта?
- Ну как вам сказать? Идея сама по себе возникла очень давно. Точнее сказать, было бы странно, если бы она не возникла, не так ли? Все мои друзья-музыканты имеют опыт в сольных работах: и Александр Кутиков, и Андрей Макаревич, и Евгений Маргулис, и наши клавишники. Не хотелось, как вы можете догадаться, оставаться белой вороной. Решение созрело само собой. Тем более,материал был готов уже давно...
- Вы говорите "давно". Значит ли это, что музыка и стихи писались вами длительно и...
- Я понял, о чем вопрос. Вовсе нет. То есть, абсолютно нет! Стихи рождались мгновенно, они тут же ложились на музыку, песня практически не требовала никакой редакции. Да вам кто угодно подтвердит - мои друзья слышали мои работы.
- Было ли это неожиданностью для остальных музыкантов "Машины времени"?
- О чем вы говорите! Какая неожиданность? Ну конечно, с другой стороны, я долго скрывал факт сочинительства собственных песен, но если посмотреть здраво на всю мировую рок-сцену, ничего удивительного в такого рода событии нет. Поющий ударник? Достаточно вспомнить фигуру Фила Коллинза, я думаю, комментарии тут излишни!
- Да, вы правы. Но почему понадобилось так много лет...
- Извините, снова перебью. Много лет понадобилось лишь для одного - сыграть и записать весь материал. Ведь я не шутил, когда сказал, что это полностью моя сольная работа. Я решил сделать все сам. Без посторонней помощи. А знаете ли вы, что я включаю в это понятие? ... Мне понадобилось несколько лет, чтобы в совершенстве овладеть основными инструментами - гитарой, синтезатором, бас ... Ударником я уже владел (громко смеется)... Потом кое-чему из вспомогательных - мандолина, фагот, банджо. И это не каприз - эти инструменты были неотъемлемой частью всего музыкального полотна, и мне волей-неволей пришлось ими овладевать... Не в совершенстве, конечно, но достаточно для моих произведений.
- Вы хотите сказать, что играете на всех инструментах сами???
- Безусловно! Я вообще считаю, что называть сольной можно только ту работу, которую полностью делаешь сам, один. Я вам больше скажу. Мне пришлось приложить много усилий, чтобы уговорить моего друга Сашу Кутикова предоставить мне возможность поработать в его студии самому. Он считал, что мне нельзя доверять звукозаписывающую аппаратуру и настойчиво предлагал свою помощь. Он, помню, говорил: "Ты, Валер, хоть мне и друг, но я, прости, не поверю, чтобы дилетант мог сходу быть на "ты" с профессиональной техникой"
- И как же все разрешилось?
- Погодите, я же рассказываю! Просто в один прекрасный день я пришел к нему на студию и показал, КАК надо обращаться с этой аппаратурой. После чего он безоговорочно отдал мне ключи на целую неделю. Так что, и сводил, и ремастеринг делал я, если вам эти слова о чем-то говорят...
- Да... Поразительно. А как Вам удалось, все-таки, освоить аппаратуру?
- Ну, это другая история. Я если чего захочу - добьюсь непременно! Саша же у нас не один звукорежиссер на "Синтезе" (подмигивает). Попросил ребят - показали... А что вы думаете? От записи диска зависит 50% его успеха! Плохой звукорежиссер может всю работу пустить насмарку! Кроме себя, я никому не мог доверить это дело. Только автор может знать и чувствовать, где что и как должно звучать. И пусть у профессионального звукорежиссера будет хоть семь идеальных слухов, он никогда не сможет прочувствовать так, как сам автор, даже если тому медведь на ухо наступил. Я не очень путанно рассказываю?
- Нет, что Вы, очень интересно! Значит, Вы записали диск самостоятельно. Но неужели совсем ни к чьей помощи не пришлось прибегнуть? Взять хотя бы художника, оформителя...
- Послушайте! Ну если я овладел несколькими инструментами и звукозаписью, неужели вы считаете, что я не в состоянии подобрать цветовую гамму для диска, разместить фотографию и нарисовать пару незамысловатых картинок? Нет, не подумайте, что я умаляю заслугу художников, но я перестал бы себя уважать, если бы, проделав такой титанический труд, потом вдруг обратился к кому-то за помощью. К тому же, я давно увлекаюсь рисованием и знаю не по наслышке, как передать настроение с помошью карандаша и красок. Может быть, вы со мной согласитесь, увидев обложку нового альбома.
- Да, оформление блестящее! Я приятно удивлена, что это - ваша работа тоже. Ефремова - художника знают немногие.
- Ну почему? Макаревич знает. Кстати, много идей в его работах позаимствованны у меня (улыбается). Но я не привык об этом распространяться, так к слову пришлось.
- Мы, конечно, услышим ваши песни, но скажите, какая из них вам наиболее дорога?
- Дороги все! Другое дело, что не все мне одинаково дались. Вот например, в песне о первой любви ("Камасвечера") я долго не мог решить, стоит ли в конце делать модуляцию. Я записал оба варианта и прослушивал их бесконечно. Пока не решил просто - скомбинировать оба! И вы знаете, получилось что-то просто потрясающее! Как раз то, чего мне и хотелось. И еще, забойная "Не просите, не скажу" потребовала много сил и пота. Честно говоря, соло на бас-гитаре, это не так просто. как кажется со стороны..
- А вот...
- Что?
- Есть ли у вас песни социального характера?
- Послушайте диск! Я думаю, что нет. Но это мое мнение. Пусть каждый ищет что-то для себя. Потом, что вы называете "социальным"? Это про Путина, что ли? Или о жизни в коммуналках? Нет, я принципиально не пишу об этом.
- А вот песня "Блок Явлинского", разве не такого плана? Название что-то уж больно...
- Интересно вы судите. По названию. Вы "Битлов" тоже по названиям градуируете? Или любой рок-н-ролл? Что тогда, по-вашему, значит название "Шалу ла"? Да и вообще, как говорил Козьма Прутков, "Если на клетке с ослом написано "тигр" не верь глазам своим" Что касается песни "Блок Явлинского" - это прозрачный блюз с оттенками техно.. А вы говорите - название...
- Давайте перейдем к вокалу... Ходили слухи, что Ефремов не поет в "Машине времени" по причине отсутствия хороших вокальных данных...
- Ефремов не поет в "Машине времени" по причине отсутствия желания петь в микрофон во время работы за ударной установкой. Вы пробовали совмещать эти два занятия?
- Нет
- А я - пробовал. Честно скажу - надо делать что-то одно, или качественно петь, или качественно барабанить. За двумя зайцами погонишься, как говорится, ни одного не поймаешь!
- А вот Фил Коллинз, упомянутый вами...
- Что нам кивать на Фила Коллинза! Вы еще Юлия Цезаря вспомните. Да, бывают мастера, я не спорю. Но я не из той категории. Я привык к основательному подходу, последовательному, если можно так выразиться. Чем мне и понравилась работа над моим проектом - я все далал по очереди - записывал в отдельности каждый инструмент, шлифовал, накладывал следующий, и только потом, в конце, начинал работу над вокалом. То есть, в голове у меня целостная структура была, но саму работу я раздробил на составляющие и оттачивал каждую деталь... Разве смог бы я так спеть, сидя за ударной установкой? Посудите сами.
- Вы, если я вас правильно поняла, считаете названия вещью второстепенной. Тогда как вы обьясните выбор названия для вашего диска "Сбивчивый рассказ"?
- Тут, по-моему, и объяснять ничего не надо. Во-первых, диск надо было как-то назвать, ну а уж если и называть, то в соответствии с характером автора, чтобы человек, бегло взглянув на обложку, за минуту составил представление с каким приблизительно творчеством он сейчас познакомится. Я думаю, что мое название мне удалось. В нем читается и характер и направленность меня как музыканта. Ну, а для тех, кому название покажется загадкой - тоже свой резон: послушать и разгадать!
- Это Вы правильно заметили. Кстати, Ваша личность до сих пор кажется кому-то загадочной, чуть ли не мистической. Практически никаких интервью... Вы не любите журналистов?
- Кто вам такое сказал? Это они меня не любят, наверно (хитро улыбается). Моя душа - всегда нараспашку, и на любой вопрос я отвечу с удовольствием и обстоятельно. Был бы вопрос! Другое дело, эти ваши "некоторые", они пробовали со мной общаться, раз утверждают такое? То-то же!
- Тогда я могу задать вам любой вопрос?
- Безусловно.
- Тогда такой. На официальном сайте "Машины времени" в вашем досье есть признание, что ваше хобби - Интернет. Что больше всего вас привлекает там?
- Чаты, в первую очередь, чаты. Это невероятное достижение техники! Я часами могу сидеть, участвуя в разнообразных беседах под самыми невероятными никами. Это такие возможности, вы себе не представляете! Можно вообразить себя кем угодно и развивать беседу в этом ключе. Можно познакомиться с массой интересных людей, разбросанных по всему земному шару. Можно говорить очень умные вещи и откровенные глупости, шалить и поучать, смеяться и сочувствовать. И никто, никогда не осудит тебя и, что самое главное, никогда не узнает, кто ты есть на самом деле. Я это к тому, что мое кредо - быть самим собой изнутри и всем, чем угодно, снаружи.
- А кто на самом деле Валерий Ефремов изнутри?
- Мне бы очень хотелось, чтобы прослушав мой диск, вы нашли ответ на этот вопрос.
- И последнее. Что бы вы пожелали нашим читателям и вашим слушателям?
- Я лучше, с вашего позволения, расскажу анекдот. Напоследок. Возвращается муж из командировки раньше времени. А жена, естественно, в постели с любовником. Ну немая сцена. Жена первая пришла в себя и говорит мужу: "Ну и кому ты будешь верить, своим бесстыжим глазам или любимой жене?" ... Я желаю всем, кто будет читать это интервью, сделать правильный выбор.
С Валерием Ефремовым разговаривала Снежанна Полянская.
Цены на протезы для ног выше колен от компании InStep с большим опытом работы.