- Почему далека, вовсе нет. Если я субботним утром в телепередаче "Смак" за пятнадцать минут смогу поднять людям настроение - это уже немало. Правильно говориться: цирк заменяет людям аптеку. И многие приемы шаманства и народной медицины основаны на том же. Достаточно вывести организм из нервного состояния и он вылечится сам. Я, например, не считаю "Смак" кулинарной передачей, здесь главное - общение с людьми и для меня прежде всего важна нота этого общения, интонация разговора.
- Кстати, в случае торжества, в Вашем доме кто готовит: мужчина или женщина?
- Сам готовлю.
- А Ваши фирменные блюда совпадают с теми, что Вы показываете с экрана?
- Вполне совпадают. Когда на передачу "Смак" приходит очередной гость, мне очень интересно, что и как он готовит. Между прочим сейчас выпускаем книгу тех рецептов, что за три года я и мои гости демонстрировали телезрителям.
- И в будни Вы тоже сами себе готовите?
- Вообще ничего не готовлю. Мотаюсь с утра до ночи по городу, а когда возвращаюсь, хочется только упасть.
- Когда Вы начинали двадцать с лишним лет назад с "Машины времени" Ваши песни были интересны как песни протеста против лжи "официоза". А сейчас на экране Вы в фартуке в окружении дорогой посуды, вкусной еды. Что случилось - превратились в певца благополучия, благосостояния?
- Нет, я не стал певцом благополучия. Такого нет. Я считаю, что передача у меня все-таки народная, но, кстати, и певцом протеста я себя никогда не считал. Протест, как таковой, к искусству отношения не имеет, а имеет отношение к политике, которую я не люблю и стараюсь держаться от нее подальше. Другое дело, если кто-то или что-то мешает мне делать то, что я считаю интересным. Это вызывает во мне обычную человеческую реакцию. Сегодня я пишу песни про то же самое, что в юности. Но уже никто не "наступает мне на ногу". Да и разумеется, то, что прочитывалось как протест двадцать лет назад, сейчас выглядит иначе.
- Кстати, в отношении тех далеких лет. Помню, группе "Машина времени" запрещали выступать в Москве и молодежная среда питалась слухами: то в одном подмосковном городке, то в другом вы даете концерт в каком-то "зачуханом" клубе. Фанаты "Машины времени", а их было очень много, ехали туда на электричках. А вы и сами тогда были не старше своих поклонников. Скажите, нет ли у Вас ощущения, что тогда пускали "в распыл" свое здоровье - бессонными ночами, беспорядочной жизнью? Или Вы всегда были благоразумным и экономным на растрату сил?
- Нет, я не был экономным. Как никто
не бывает экономным в двадцать лет.
Но никакой растраты сил не ощущаю.
Все это происходило в творческой
атмосфере, вокруг меня были
единомышленники. Кстати, в группе
именно я был, так сказать, врачом.
Между прочим, я родился в
медицинской семье, мама у меня
доктор медицинских наук,
микробиолог.
Да, в те годы я привык спать по 4-5
часов и этого вполне хватало (кстати,
сейчас уже не хватает). Я тогда
учился, работал, писал песни. И
привык к ощущению постоянной
нагрузки. До сих пор: если мне
нечего делать в течение 15 минут,
чувствую себя странно. Для меня
нормально находиться в постоянном
цейтноте, даже я бы сказал, в
непрерывном стрессе. Да и живу в
окружении людей, которые находятся
в том же режиме.
- Надо же, Вам не чужда тема медицины! Это нечто новое в образе Макаревича, мы Вас таким не знали...
- Я поражаюсь общемедицинской безграмотности людей. За рубежом это как-то еще объяснимо, поскольку медицина на Западе на высоком уровне, там есть нормальная страховка и скорая помощь приедет не через сорок минут, а через три. А в нашей стране быть безграмотным в отношении здоровья непозволительная роскошь - хотя бы какие-то азы надо обязательно знать. Тем более, что организм, как скажем, автомобиль, рассчитан всего лишь на определенный срок, а потом начинает "сыпаться", да к тому же не постепенно, а скачкообразно. Увы, наши сограждане - люди с потрясающе заниженным инстинктом самосохранения. И это, к сожалению, общенациональная черта.
- Судя по Вашему цветущему виду,
на Вас это, похоже, не
распространяется.
- Да, я достаточно хорошо изучил
свой организм, знаю, что может
произойти и как выйти из этого
состояния. Но все это очень
индивидуально, и поэтому не рискую
давать кому бы то ни было
медицинские советы.
- А есть ли у Вас какой-нибудь оздоровительный прием, который Вы больше всего освоили и применяете?
- Русская баня.
- Поэтому переехали жить в деревню?
- И потому тоже. Но еще и потому,
что в городе мы окружены
бессмысленными звуками, да еще в
огромном количестве. А здесь в
деревне нет ни одного звука, не
несущего информации. Здесь я живу в
полной тишине, а для меня это очень
важно.
Мне помогало, что я всегда имел
возможность заниматься только тем,
что мне нравится. Это "перевешивает"
все недосыпы и переутомления.
- Недавно Вы совместно с Ярмольником и Якубовичем открыли частный стоматологический центр "Дентал-Арт". Признаться, это неожиданно. Потому что правило бизнеса: начинай только то дело, которое хорошо знаешь. Логичнее предположить, что Макаревич вложит свои средства в шоу-бизнес. Так почему же стоматологический кабинет?
- Больше всего на свете я боялся лечить зубы. За всю жизнь дважды терял сознание и оба раза это случалось в кабинете стоматолога. И когда ко мне пришел Леонид Ярмольник и сказал, что впервые в зубном кресле получил удовольствие, я ему не поверил. Но позже сам убедился, что в компьютерном кресле "Siemens" это реально. И мы подумали: почему в Москве только одно такое кресло, а, скажем, не пять? К тому же я не собираюсь выступать в роли врача - у нас есть первоклассные специалисты.
- Где же находится Ваш необыкновенный стоматологический центр?
- В здании Киноцентра на Красной Пресне.
- Спасибо за беседу. Что пожелаете читателям "Семейного доктора"?
- Будьте здоровы! Ничего нет лучше этих слов.
Февраль, 1997