"Я не папарацци, я - не папарацци!" - кричал на бегу парень, неизвестно откуда появившийся в Настасьинском переулке, нацеливая фотокамеру на Макаревича. Вот она, слава. Андрей Вадимович производит впечатление очень удачливого человека. Похоже, он к этому уже привык.
Осторожно затянувшись, Макаревич выдерживает паузу
и говорит:
—Удивительно, человек ко всему привыкает. Вот сейчас
я думал, что придется бороться с тошнотой, а потом ничего, привык.
—Так уж ко всему и привыкает? Вы производите
впечатление очень удачливого человека. Все у вас получается, везде успеваете,
от поклонников и журналистов отбоя нет. К этому тоже привыкли?
— Мне трудно судить о впечатлении, которое я произвожу.
На самом деле не так все красиво, как кажется со стороны, потому что ничего
с неба просто так не падает.
— Круг ваших занятий необычайно широк — пишете
стихи, музыку, рисуете, поете, ведете телепередачи и т.д. Конечно, разносторонне
одаренные люди не так уж редки, но мало кому удается добиться успеха сразу
во многих областях. А ваши песни звучат в эфире, ваши картины выставляются,
ваш «Смак», думаю, знают в каждом доме. А с какой профессии вы начинали?
— Вообще-то по образованию я художник, моя профессия
— архитектор. И несколько лет я работал по профессии. Учился на вечернем
отделении института и параллельно работал в «Гипротеатре». Но архитектура,
наверное, не мое дело. Я не могу ждать результатов труда долгие годы, мне
нужен немедленный результат.
— Вы нетерпеливы?
— Я нетерпелив, а потом, очевидно, накладывает отпечаток
то, чем я занимаюсь. Песня пишется, и она должна быть спета и записана
на диск. Телепередача делается, и она должна выйти в эфир, иначе какой
смысл? Я, например, не пишу картины маслом — они у меня замученные получаются.
Я занимаюсь графикой.
— Но графика — тонкая и скрупулезная работа.
— Верно. Но она может быть молниеносной благодаря
технике. Кстати, раньше я не продавал своих картин, жалко было с
ними расставаться. Потом мне один художник посоветовал: продавай как раз
самые удачные, тогда тебе захочется написать еще лучше. Оказалось, действительно
так.
— Есть же, наверное, вещи, которые у вас не получаются?
— В моем возрасте я уже настолько хорошо знаю все
свои плюсы и минусы, что просто не берусь за дело, которое у меня не получится...
— А ваш «Смак»? Что ж, вы и готовить с рождения
умели?
— Да об этом просто смешно говорить! То,
что я умею делать, умеет любой мужик. Некоторые просто не пробовали. Никаких
чудес я не делаю, умею готовить на уровне нормального интеллигентного мужика.
— В вашей семье любили хорошо поесть, придавали
значение приготовлению пищи?
— Никогда. Так, необходимая потребность,
не более. Да и у меня культа еды нет. Люблю, когда приходят друзья и я
могу им сделать праздник. А для себя одного я никогда не буду готовить,
в лучшем случае пожарю яичницу или сделаю бутерброд.
— Чувствуете себя уверенно, спокойно в нашей
жизни с ее политической, экономической, социальной расхристанностью?
— Нет, конечно. Но у меня есть очень много
дел, которые я сам себе придумал и должен сделать. Это для меня самое главное.
И поскольку основные силы и время уходят на мои дела, то все остальное
меня не очень интересует или я просто не успеваю на это обращать внимание.
— Что для вас политика?
— Политика — то, к чему бы я хотел иметь
отношение в последнюю очередь. Мне очень не нравится ни политика, ни деятели,
которые ею занимаются. Я думаю, что в политику идут люди, отягощенные комплексами
и, как правило, не вполне здоровые. А если они туда попадают здоровыми,
то очень скоро здоровье свое теряют.
— Что же за комплексы у них?
— Ну, может, не совсем адекватное представление
о себе, своих способностях и о ситуации, в которой они находятся.
— Кто же тогда должен заниматься политикой?
— Не знаю. Наверное, можно на компьютере
вывести тип идеального политика. Но, думаю, в природе их не существует.
Потому что если человек идет туда, всерьез одержимый идеей спасти человечество,
то он отчасти идиот. А если он стремится в политику из каких-то личных
соображений, то просто непорядочный человек. Третьего не бывает. У Галича
был хороший стих: «Бойтесь единственно только того, кто скажет: я знаю,
как надо».
— Почему талантливые, зрелые, состоявшиеся люди,
как правило, не идут в политику?
— Я думаю, что здесь действует такой принцип:
я не могу взять на себя ответственность за огромное количество людей, не
могу допустить, чтобы от меня завтра зависело, что они будут есть, как
они будут работать, платить налоги и прочее. Я не вправе принимать за них
такие решения.
— А вы лично за какое количество людей можете
взять на себя ответственность?
— По большому счету только за себя. Безусловно,
я чувствую ответственность за детей — их у меня двое. Тем не менее считаю
их вполне нормальными людьми и надеюсь, что они вырастут самостоятельными.
— Круг вашего общения, видимо, очень широк или
вы его ограничили только друзьями?
— Ну, во-первых, он ограничен сам собой,
потому что на 99 процентов общаешься с теми людьми, с кем работаешь. Во-вторых,
общаться просто так с незнакомыми людьми, чтобы услышать, «каковы ваши
творческие планы», — удовольствия мало. Тут уже как-то защищаться приходится.
— Есть какие-то приемы, помогающие отделаться
от назойливых людей, навязчивых поклонников и поклонниц?
— Безусловно, методы всякие есть, но я здесь
не всему научился. До сих пор, например, не могу себя заставить отключить
телефон, даже если лег спать в шесть утра. А вдруг будет какой-то очень
важный звонок? Хотя ничего, как правило, не происходит, кроме массы идиотских
звонков, а я невыспавшийся еду на работу.
— Говорят, что вы удачливы и в бизнесе, а «Смак»
— это целое предприятие.
— Я не занимаюсь никаким бизнесом. Считаю,
что бизнес — это вид спорта, где основной задачей является приумножение
прибыли. Я же по складу характера не спортсмен и совершенно не азартный
человек. Кроме того, у меня нет задачи приумножить прибыль. На жизнь мне
вполне хватает, а денег на то, что мне хотелось бы, скажем, на съемки собственного
фильма, я все равно никогда не заработаю. Бюджет даже самой недорогой картины
сегодня в России составляет 300 — 400 тысяч долларов. А я не ставлю перед
собой нереальных задач. Теперь о «Смаке». Я пришел на телевидение, потому
что это было очень интересно. Потом понял, что не смогу существовать внутри
структуры, которая будет меня использовать как ведущего или автора с узнаваемой
мордой. И как только появилась возможность, мы отделились и создали очень
небольшую самостоятельную компанию.
— А потом к телепередаче приложились газета «Смак»,
ресторан, магазин?
— Ну да, заводы, пароходы! Вообще идет масса
предложений, из которых девяносто процентов отсеивается сразу. И к газете,
например, я имею мало отношения. Ее делают другие люди, а я как автор раз
в месяц пишу им статью. Мне отбирают письма читателей, и на самые интересные
я отвечаю в газете.
— Письма «за жизнь»?
— Нет, газета-то кулинарная. Получилось,
что стране интересней меня видеть поваром. Что ж, теперь другую страну
выбирать?
Нет у меня и своего ресторана. Есть два приличных
заведения под нашей фирменной маркой — в Питере и Днепропетровске. Сейчас
идут переговоры о производстве продуктов с этой маркой. А вообще при нынешнем
пиратстве в каждом городе есть кафе «Смак», магазин «Смак». Но я не могу
судиться с ними — для этого надо иметь собственную юридическую контору
и кучу денег на адвокатов.
— Но вас это задевает?
— Конечно, задевает. Авторские права, интеллектуальная
собственность — лишь слова. Например, около 80 процентов всей музыкальной
аудиопродукции — пиратство. То есть те деньги, которые должны были получать
композиторы и музыканты, получает неизвестно кто. И если государству на
это наплевать, то что тут можно поделать?
— А как себя чувствует ваша «Машина времени»?
Ей ведь в следующем году стукнет 30 лет.
— «Машина» в порядке. Гастролируем и по России,
и по зарубежью. Предложений больше, чем мы можем осилить. Неделю назад,
например, приехали с Дальнего Востока, где дали несколько концертов. Хотим
записать новый альбом к своему тридцатилетию и планируем очень большой
тур по стране и за границей.
— Об эстрадных музыкантах, певцах и певицах ходит
много разных слухов, сплетен...
— Люди слышат то, что они хотят услышать.
— Ну а скандалы? Скандальная слава ведь тоже
подогревает интерес публики.
— Я не думаю, что это делается специально,
особенно сегодня. Как правило, пресса определенного толка создает такие
ситуации сама, независимо от твоего желания. Сейчас ведь культура очень
продвинулась. И если, например, идет какой-то прием или, как сегодня говорят,
презентация, то никому не интересно фотографировать тебя просто так, интересно
только, когда ты либо выпиваешь, либо закусываешь, либо, извините, писаешь.
Это сейчас считается хорошим тоном в журналистике.
— Вы сразу видите, когда к вам проявляют интерес
как к знаменитости, а когда как к человеку?
— Думаю, что, как человек, я репортеров вообще
не интересую. Им нужно сделать какую-то сенсацию, это их работа, они за
это получают деньги. Сдадут материал и забудут обо мне через пять минут,
пойдут Алибасова фотографировать.
— Но ведь и ваша деятельность — не всегда чистое
искусство. Например, агитационная программа «Голосуй, а то проиграешь!»
в поддержку Ельцина на выборах в 1996 году.
— Да, мы ездили с этой программой на президентских
выборах, и совершенно сознательно. Потому что ситуация была такая, когда,
к сожалению, вмешаться было необходимо. Потому что товарища Зюганова в
качестве президента я видеть крайне не желал.
— А сегодня за кого бы вы поехали агитировать?
— Не хочу сейчас загадывать, поскольку пока
совершенно непонятно, куда все это дело повернется. У меня есть ощущение
на уровне интуиции, что нынешняя картина с политическими лидерами сильно
поменяется в течение года.
— Кто, на ваш взгляд, сегодня наиболее интересен
на российской эстраде?
— Мне интересна группа «Квартал», группа
«Несчастный случай», мне всегда интересен Боря Гребенщиков.
— Потому что он всегда что-то новое придумывает?
— У меня-то как раз ощущение, что он 25 лет
поет практически одну длинную песню, но эта песня мне безумно интересна.
— Вы галстук носите?
— С галстуком у меня непростые отношения.
Абстрактно мне галстук очень нравится как затея. Я думаю, что это некий
элемент мужского достоинства. Галстуков у меня штук 15, но ношу их крайне
редко. Потому что редко оказываюсь в местах, где это уместно. Не стану
же я с утра мотаться по городу в галстуке. Надеть галстук для меня — событие,
поступок. Я их надевал-то в своей жизни всего раз десять.
— Мне кажется, человеку всегда интересно попробовать
то, что он никогда не пробовал делать или не знал раньше. Жаль, что этот
интерес с годами проходит. Так?
— У меня такое ощущение, что я попробовал
почти все, что хотел попробовать. Ну, скажем, я не прыгал с парашютом.
Если случай подвернется, наверное, прыгну. А, может, и не захочется. Попробовать,
чтобы испытать какие-то новые ощущения, и бросить — это не в моих правилах.
Я пробую то, чем буду заниматься.
— А удовольствия?
— Когда ты что-то задумал, сделал и получилось
точно так, как ты представлял, — это и есть самое большое удовольствие.
По материалам российской прессы
Компания Бересвек проводит геодезические работы в кратчайшие сроки.