Не превращать в "запретный плод".
В течение многих лет одним из наиболее популярных в
молодежной среде остается вокально-инструментальный ансамбль "Машина времени".
Наш корреспондент Б. Духин встретился с руководителем ансамбля А. Макаревичем.
Их беседа началась с вопроса о слухах, распускаемых
"радиоголосами", по поводу гонений, которым якобы
подвергается этот ансамбль.
КОРР. Не так давно прошел слух о том, что Ансамбль "Машина времени" разогнан...
МАКАРЕВИЧ. Подобного рода "сообщения" не единичны. Полтора года назад
в английской газете "Таймс"
появилась заметка, где было сказано буквально следующее: "Группе "Машина
времени" официально запрещено
выступать по радио и телевидению после того, как они исполнили песню
собственного сочинения "Мы - за
солидарность". Это название можно истолковать как "Мы -члены "солидарности".
Прочитав эту заметку, я через Агентство печати Новости направил письмо
ее автору, корреспонденту "Таймс", в котором высказал свое
возмущение по поводу этой "информации". Содержание песни не имеет ничего
общего с тем, что в ней "увидел" западный журналист. Инсинуации в адрес
нашего ансамбля вызваны, на мой взгляд, стремлением буржуазной пропаганды
буквально из ничего изготовить очередную антисоветскую "утку".
КОРР. В числе лучших песен вашего ансамбля называют такие, как "Поворот", "Скворец", "Первая свеча". Почему вы исполняете песни только собственного сочинения?
МАКАРЕВИЧ. Дело в том, что мы никогда не были ансамблем-исполнителем. Было бы странным, скажем, ждать от Окуджавы исполнения песен Френкеля. Правда, вкусы слушателей не всегда совпадают с нашими: далеко не все песни, которые нам кажутся удачными, находят у аудитории отклик.
КОРР. Рок-музыка - музыка громкая, часто переходящая грань, за которой нормальное, полноценное осмысление уже невозможно. За это ее часто и справедливо критикуют. Не является ли чрезмерная громкость тем первичным элементом, без которого рок-музыка вообще не может существовать?
МАКАРЕВИЧ. Динамический запас необходим любой музыке. Что же касается рок-музыки, то она эмоциональна, исполняется на высоком уровне экспрессии. Это в ее природе. Однако чрезмерная громкость звучания некоторых ансамблей объясняется часто просто плохим вкусом музыкантов. Я знаю случаи, когда за грохотом пытаются скрыть недостатки самой музыки. С другой стороны, грохот порой создает и некачественная аппаратура. Хорошую аппаратуру купить практически негде. А импортной, очень дорогой и приобретаемой на валюту аппаратурой Министерство культуры СССР обеспечить всех желающих не в состоянии. Мы очень благодарны министерству: оно предоставило в наше распоряжение первоклассную современную аппаратуру. Однако многие ансамбли этим похвастаться не могут. Многое зависит и от уровня подготовки звукорежиссера, обслуживающего ансамбль. В прошлом году при ГИТИСе впервые были открыты курсы, готовящие специалистов данной профессии. Теперь можно надеяться, что положение изменится в лучшую сторону.
КОРР. Западная рок-музыка - явление пестрое, неоднозначное. В ней
островки настоящего искусства
сосуществуют с океаном продукции так называемой музыкальной индустрии...
МАКАРЕВИЧ. Согласен с вами. В зарубежной рок-музыке множество направлений.
Это и абсолютно бездумная коммерческая музыка, которая конвейерным способом
производится специально "для пятнадцатилетних", вернее, для ног. Она не
несет в себе никакой информации, кроме двигательной. Не знаю, возможно,
такая музыка и нужна: раз в неделю пойти в дискотеку и там попрыгать. Я
не сторонник такой музыки и тем более ее производства. С другой стороны,
есть очень интересная, на мой взгляд, оригинальная музыка, содержащая в
себе серьезные философские размышления о жизни, об окружающем мире. Как
правило, она не имеет там большой популярности. Надо сказать, что на Западе
с помощью рекламы создается искусственная популярность тем или иным исполнителям
или ансамблям. Их попросту навязывают потребителю. Причем делают это умело.
Так, стал популярным Боб Марли. И тут же все заиграли в стиле регги. Появится
какой-нибудь популярный электронщик - и все начинают "строится" под него.
В этом смысле я очень не люблю "итальянцев", хотя они пользуются у нас
огромной популярностью. Конечно, напевная итальянская музыка близка нам
своей мелодичностью. Но ведь та продукция, которую предлагают потребителю
десятки итальянских ансамблей, удивительно однообразна! Кем-то найден особый,
"итальянский" колорит, и 9/10 всех их ансамблей играют, по сути дела, одно
и тоже. У меня
сложилось впечатление, что на фестивале в Сан-Ремо в условиях конкурса
предусмотрено написание песен лишь на 4 "дежурных" аккорда. А уж если кто-то
включил в песню и пятый - это автоматически первое место.
КОРР. Недавно я ознакомился с письмом американца Дж. Коэна, написавшего о ярком впечатлении, которое на него произвел советский рок-ансамбль Стаса Намина. Раньше он, находясь под влиянием американских средств массовой информации, считал, что рок-музыка в СССР находится чуть ли не под запретом, что настоящих музыкантов этого направления в нашей стране нет. Упомянутый ансамбль - явление не единичное. Есть же и другие ансамбли такого уровня...
МАКАРЕВИЧ. И среди них - "Диалог", "Автограф", "Динамик", эстонский
"Магнетик Бэнд"... Очень интересен, на мой взгляд, ансамбль "Аквариум",
со своим оригинальным лицом. Хотя этот коллектив периодически резко критикуют
в печати, я убежден, что часть его "критиков" не была на концертах ансамбля.
Подобная "вивисекция", как правило, дает прямо противоположный результат.
Раньше мало кто знал "Зоопарк" или "Примус". Стоило в прессе появиться
нескольким разгромным статьям, как многие кинулись доставать пленки с записями
этих групп. Между прочим, за подобную "рекламу" в той же Америке ансамбли
бы заплатили большие деньги. По моему глубокому убеждению, если бы всем
этим группам предоставили площадки для выступлений, как это делают в других
социалистических странах, не делали бы из них "запретного плода", через
2-3 недели люди бы сами, без подсказки, разобрались, что из себя представляют
эти "ансамбли" на самом деле и просто перестали их слушать.
В то же время хорошо бы помочь молодежи разобраться, "что такое хорошо
и что такое плохо". Устраивать
регулярные телепередачи о советской молодежной музыке, дать возможность
сравнить. Ведь сейчас, по моим
наблюдениям в ходе поездок по стране, интерес к отечественной рок-музыке
у молодежи резко возрос. И наша
задача - укрепить этот интерес.