Возраст: 43 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 31.01.2001 Сообщения: 91
Добавлено: Sun Jul 07, 2002 08:30
У меня тут вопросы возникли с переводом и я надеюсь, если вдруг тут отыщется музыкально-теоретически образованный человек. Это касается т.н. "модальной теории". Я встречал упоминания об этом в русскоязычной литературе только один раз и давно. В импортных книжках же это сплошь и рядом, общий смысл я понимаю, а как перевести -- не знаю.
Если мы говорим о scale, то это, скорее всего то, что у нас принято называть гамма (состоящая, как я понимаю, из семи нот, в отличии от, скажем, пентатоник и гексатоник). А вот эты самые "моды" начинаются, когда мы играем ту же самую гамму в той же последовательности, но начинаем с разных нот. Поясняю:
В своей колонке (которую я пытаюсь перевести), Сатриани берёт в пример гамму До-мажор:
C major scale: C D E F G A B (До Ре Ми Фа Соль Ля Си)
В тоже время, пишет он, эта последовательность известна как C Ionian mode. Если же мы возьмём тот же набор нот, но начнём со второй ноты D и продолжим до ноты D октавой выше, то получим D Dorian mode (D E F G A B C). Также тут есть ещё один интересный момент -- каждую ноту первоначальной гаммы он называет degree -- то есть D Dorian mode начинается с second scale degree. Если я правильно понимаю, это, в данном случае, переводится как "ступень".
Как он пишет далее, та же концепция "модальной относительности" (modal relativity) может быть применена к каждой ступени гаммы До-мажор: если мы начнём с третьей ступени, E, и продолжим через ту же последовательность нот к ноте E октавой выше, то мы сыграем E Phrygian mode (E F G A B C). Тут в журнале пропущена нота D и я не знаю так ли это положено или же это опечатка. Скорее всего последнее. Остальные "моды", построенные из гаммы До-мажор, это F Lydian (F G A B C D E), G Mixolydian (G A B C D E F), A Aeolian (A B C D E F G) и B Locrian (B C D E F G A). Эти семь "модов" -- Ionian, Dorian, Phrygian, Lydian, Myxolydian, Aeolian и Locrian-- просто разные ориентации "родительской" мажорной гаммы, каждая начинающаяся на разной ступени, и вместе известны как "фундаментальные моды" (fundamental modes).
Итак, кроме того, что мне непонятно, как переводить слово "mode", также я не совсем уверен, правильно ли я перевёл "scale" и "degree". Плюс, как переводить названия этих "модов"?
Ionian -- Тут кроме как "ионический" трудно что-либо придумать. "Ионийский" звучит коряво, да и в традиции у нас первый вариант.
Dorian -- А вот тут, имхо, "дорийский" звучит лучше, чем "дорический".
Phrygian -- Тут вроде ясно -- "фригийский".
Lydian -- Тут тоже -- "лидийский".
Myxolydian -- А тут -- "миксолидийский".
Aeolian -- "Эолийский" (хотя может "эолический" пройдёт).
Locrian -- А такого греческого народа я и не припомню...
Дата регистрации: 05.06.2002 Сообщения: 332 Откуда: Ереван
Добавлено: Sun Jul 07, 2002 09:33
В приведенных отрывках Сатриани обьясняет как играть ГАММЫ РАЗНЫХ ТИПОВ. Дело в том, что принятая ныне гамма (mode) из 12 полутонов (7 нот + 5 диезов/бемолей, или 7 белых и 5 черных клавиш) сложилась во времена Ренессанса, а более старые и даже древние -
дорическая, ионическая, лидийская, миксолидийская, фригийская, локрианская и т.д. (названия им давались по древнегреческим названиям регионов использования) - имели иные количества тонов(degrees), иной диапазон ("расстояние" между тонами), и тем по звучанию мелодий, исполняемых в одной и той же тональности той или иной гаммы (или в той или иной МОДУЛЯЦИИ) отличались друг от друга. Современная гамма не ликвидировала отличия, лишь в терпимой степени усреднила их. Еще под словом "модуляция" понимается более простое действие - сыграть мелодию или музыкальную фразу в одном ладу - до-мажоре, например - а затем повторить в другом - ре-мажоре и т.д. Особенно часто этот прием используется в современной попсе и блатных песнях - модулируются целые куплеты и припевы.
Это вкратце, а подробнее... я учился восемь лет и то далеко не все знаю и помню.
P.S. Армянская традиционная гамма тоже отличается от современной - на одну ноту, которая называется "брэвис".
[This message has been edited by Medwed (edited 07 July 2002).]
Возраст: 43 По зодиаку: Пол: Дата регистрации: 31.01.2001 Сообщения: 91
Добавлено: Sun Jul 07, 2002 10:44
Я чего-то совсем запутался. Я сейчас вспомнил, что в книжке, которую я читал, всё это "миксолидийство" называлось ладами. Я помню я тётку свою пытал на эту тему, но она давно всё забыла. Можно вкратце о том чем лад от, скажем, гаммы отличается? И чего делать со всякими пентатониками и гексатониками? Я, кстати, встречал, по-моему, эти лады в пентатониках тоже. А есть окта- и нонатоники? :)
И ещё вопрос. Я буквально сегодня утром прочитал, что используя формулу "тон, тон, пол-тона, тон, тон, тон, пол-тона" на гитаре можно построить major scale любой ноты с которой начинаешь, на любом ладу любой струны. Какая тут математика заложена?
А про армянскую музыку можно подробнее? Вы, я гляжу, армянский "ашуг" (я правильно произношу?) и должны всё знать. Сейчас большой интерес в узких кругах поднялся к армянской музыке. Две американо-армянские банды -- System of a Down и the Apex Theory -- в России с читаются "своими", а в Америке -- русскими. А я даже с басистом Давидом из the Apex Theory перебросился парой слов после концерта. :)
P.S. Я про всё это спрашиваю, поскольку грамотного русско-язычного учебника нет под рукой, в сети фиг всё это говно разгребёшь, а чтобы учиться по англо-язычной литературе, лучше сразу разобраться с терминологией, чтобы потом не мучаться.
[This message has been edited by theUg (edited 07 July 2002).]
Я сам сейчас учусь играть на гитаре, поэтому отвечу, пока не зебыл все к чертовой матери. Лад - это система тяготения звуков, одни из которых устойчивы, а другие - нет. Ладов действительно очень много. Чаще используются мажорный и минорный лады. Ступени лада обозначают римскими цифрами. Наиболее устойчивы I, IV, V ступени - тоника, субдоминанта и доминанта соответсвенно. Самые простые дады - до-мажор и ля-минор - в них все ноты пишутся без диезов и бемолей.
C-major: I-C;IV-F;V-G.
A-minor: I-A;IV-D;V-E.
Теперь зачем это нужно. Если песня не очень сложная, то ее можно попробовать сыграть ее, варьируя аккорды C,F,G,Am,Dm,Em.Можно попробовать добавить септаккорды. Гамма - суть последовательность всех ступеней лада в восходящем или нисходящем порядке. Собственно, все.
Пример. Песенка "Машины" "Там, где будет новый день". Определяем тональность - соль-мажор. Строим соль-мажорный лад. I-G,IV-C,V-D. Действительно, песенка замечательно звучит при исполннении в этих аккордах.
[This message has been edited by Ugor (edited 08 July 2002).]
Дата регистрации: 05.06.2002 Сообщения: 332 Откуда: Ереван
Добавлено: Tue Jul 09, 2002 06:22
To theUg: Про лад, я вижу, уже успели объяснить.
Математика очень простая: тон - это два полутона, все вместе получается те самые 12 полутонов, из которых состоит гамма. Конкретно приведенная последовательность тонов и полутонов (по восходящей) и есть мажорная гамма. В минорной чередование полутонов отличается не только от мажорной, но и при нисхождении в том же миноре - две разные вариации: гармоническая и мелодическая. Собственно потому мажорный и минорный лады так и называются - "старший" непокобелим , а младший из него перестраивается путем тех самых модуляций - до-мажору соответствует вовсе не до-минор, а ля-минор.
Рекомендую зайти на http://www.guitarplayer.ru/ - там лежат весьма грамотные переводы учебников того же Сатриани и многих других.
А про армянскую музыку... довольно грустно говорить. Она в не меньшем кризисе, чем сама Армения. Есть изумительно интресные музыканты, но раскрутиться удается только тем, кто уехал в более благополучные страны, либо нашел там спонсора, и примером тому служат не только мои экс-земляки из System, увезенные родителями в позднезастойную эмиграцию, но и профессор Дживан Гаспарян, который, уже будучи профессором Ереванской консерватории, до знакомства с Гэбриелом вынужден был подрабатывать игрой на свадьбах. Условия жизни гонят музыканта в кабак, и что там ему заказывают, в объяснениях вряд ли нуждается .
А подробнее - конкретно про рок-музыку в Армении - готовится раздел на моем сайте, с анонсами, фото, mp3. Но выкладывать кусками не хочу, а полностью вряд ли будет готово раньше середины августа. Подождемс?
P.S. Правильно, ашуг
[This message has been edited by Medwed (edited 08 July 2002).]
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы