Список форумов Машина Времени Машина Времени
- Форум сайта -
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   СтатистикаСтатистика   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   ВходВход 
ДневникиДневники   

Scales & Modes (Music Theory)

Пользователи, просматривающие этот топик: зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0
Зарегистрированные пользователи: Нет
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Машина Времени -> Аккорды
 
Автор Сообщение
theUg
Машинист


Возраст: 43
По зодиаку: Весы
Пол: Пол:Муж
Дата регистрации: 31.01.2001
Сообщения: 91

СообщениеДобавлено: Sun Jul 07, 2002 08:30 Ответить с цитатой

У меня тут вопросы возникли с переводом и я надеюсь, если вдруг тут отыщется музыкально-теоретически образованный человек. Это касается т.н. "модальной теории". Я встречал упоминания об этом в русскоязычной литературе только один раз и давно. В импортных книжках же это сплошь и рядом, общий смысл я понимаю, а как перевести -- не знаю.

Если мы говорим о scale, то это, скорее всего то, что у нас принято называть гамма (состоящая, как я понимаю, из семи нот, в отличии от, скажем, пентатоник и гексатоник). А вот эты самые "моды" начинаются, когда мы играем ту же самую гамму в той же последовательности, но начинаем с разных нот. Поясняю:

В своей колонке (которую я пытаюсь перевести), Сатриани берёт в пример гамму До-мажор:

C major scale: C D E F G A B (До Ре Ми Фа Соль Ля Си)

В тоже время, пишет он, эта последовательность известна как C Ionian mode. Если же мы возьмём тот же набор нот, но начнём со второй ноты D и продолжим до ноты D октавой выше, то получим D Dorian mode (D E F G A B C). Также тут есть ещё один интересный момент -- каждую ноту первоначальной гаммы он называет degree -- то есть D Dorian mode начинается с second scale degree. Если я правильно понимаю, это, в данном случае, переводится как "ступень".

Как он пишет далее, та же концепция "модальной относительности" (modal relativity) может быть применена к каждой ступени гаммы До-мажор: если мы начнём с третьей ступени, E, и продолжим через ту же последовательность нот к ноте E октавой выше, то мы сыграем E Phrygian mode (E F G A B C). Тут в журнале пропущена нота D и я не знаю так ли это положено или же это опечатка. Скорее всего последнее. Остальные "моды", построенные из гаммы До-мажор, это F Lydian (F G A B C D E), G Mixolydian (G A B C D E F), A Aeolian (A B C D E F G) и B Locrian (B C D E F G A). Эти семь "модов" -- Ionian, Dorian, Phrygian, Lydian, Myxolydian, Aeolian и Locrian-- просто разные ориентации "родительской" мажорной гаммы, каждая начинающаяся на разной ступени, и вместе известны как "фундаментальные моды" (fundamental modes).

Итак, кроме того, что мне непонятно, как переводить слово "mode", также я не совсем уверен, правильно ли я перевёл "scale" и "degree". Плюс, как переводить названия этих "модов"?

Ionian -- Тут кроме как "ионический" трудно что-либо придумать. "Ионийский" звучит коряво, да и в традиции у нас первый вариант.

Dorian -- А вот тут, имхо, "дорийский" звучит лучше, чем "дорический".

Phrygian -- Тут вроде ясно -- "фригийский".

Lydian -- Тут тоже -- "лидийский".

Myxolydian -- А тут -- "миксолидийский".

Aeolian -- "Эолийский" (хотя может "эолический" пройдёт).

Locrian -- А такого греческого народа я и не припомню...

В общем, поможите, люди добрые.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Посетить сайт автора
Medwed
Почетный Машинист





Дата регистрации: 05.06.2002
Сообщения: 332
Откуда: Ереван

СообщениеДобавлено: Sun Jul 07, 2002 09:33 Ответить с цитатой

В приведенных отрывках Сатриани обьясняет как играть ГАММЫ РАЗНЫХ ТИПОВ. Дело в том, что принятая ныне гамма (mode) из 12 полутонов (7 нот + 5 диезов/бемолей, или 7 белых и 5 черных клавиш) сложилась во времена Ренессанса, а более старые и даже древние -
дорическая, ионическая, лидийская, миксолидийская, фригийская, локрианская и т.д. (названия им давались по древнегреческим названиям регионов использования) - имели иные количества тонов(degrees), иной диапазон ("расстояние" между тонами), и тем по звучанию мелодий, исполняемых в одной и той же тональности той или иной гаммы (или в той или иной МОДУЛЯЦИИ) отличались друг от друга. Современная гамма не ликвидировала отличия, лишь в терпимой степени усреднила их. Еще под словом "модуляция" понимается более простое действие - сыграть мелодию или музыкальную фразу в одном ладу - до-мажоре, например - а затем повторить в другом - ре-мажоре и т.д. Особенно часто этот прием используется в современной попсе и блатных песнях - модулируются целые куплеты и припевы.
Это вкратце, а подробнее... я учился восемь лет и то далеко не все знаю и помню.
P.S. Армянская традиционная гамма тоже отличается от современной - на одну ноту, которая называется "брэвис".

[This message has been edited by Medwed (edited 07 July 2002).]
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Посетить сайт автора
theUg
Машинист


Возраст: 43
По зодиаку: Весы
Пол: Пол:Муж
Дата регистрации: 31.01.2001
Сообщения: 91

СообщениеДобавлено: Sun Jul 07, 2002 10:44 Ответить с цитатой

Я чего-то совсем запутался. Я сейчас вспомнил, что в книжке, которую я читал, всё это "миксолидийство" Smile называлось ладами. Я помню я тётку свою пытал на эту тему, но она давно всё забыла. Можно вкратце о том чем лад от, скажем, гаммы отличается? И чего делать со всякими пентатониками и гексатониками? Я, кстати, встречал, по-моему, эти лады в пентатониках тоже. А есть окта- и нонатоники? :)

И ещё вопрос. Я буквально сегодня утром прочитал, что используя формулу "тон, тон, пол-тона, тон, тон, тон, пол-тона" на гитаре можно построить major scale любой ноты с которой начинаешь, на любом ладу любой струны. Какая тут математика заложена?

А про армянскую музыку можно подробнее? Вы, я гляжу, армянский "ашуг" Smile (я правильно произношу?) и должны всё знать. Smile Сейчас большой интерес в узких кругах поднялся к армянской музыке. Две американо-армянские банды -- System of a Down и the Apex Theory -- в России с читаются "своими", а в Америке -- русскими. Smile А я даже с басистом Давидом из the Apex Theory перебросился парой слов после концерта. :)

P.S. Я про всё это спрашиваю, поскольку грамотного русско-язычного учебника нет под рукой, в сети фиг всё это говно разгребёшь, а чтобы учиться по англо-язычной литературе, лучше сразу разобраться с терминологией, чтобы потом не мучаться.

[This message has been edited by theUg (edited 07 July 2002).]
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Посетить сайт автора
Гость









СообщениеДобавлено: Mon Jul 08, 2002 09:36 Ответить с цитатой

Я сам сейчас учусь играть на гитаре, поэтому отвечу, пока не зебыл все к чертовой матери. Лад - это система тяготения звуков, одни из которых устойчивы, а другие - нет. Ладов действительно очень много. Чаще используются мажорный и минорный лады. Ступени лада обозначают римскими цифрами. Наиболее устойчивы I, IV, V ступени - тоника, субдоминанта и доминанта соответсвенно. Самые простые дады - до-мажор и ля-минор - в них все ноты пишутся без диезов и бемолей.
C-major: I-C;IV-F;V-G.
A-minor: I-A;IV-D;V-E.
Теперь зачем это нужно. Если песня не очень сложная, то ее можно попробовать сыграть ее, варьируя аккорды C,F,G,Am,Dm,Em.Можно попробовать добавить септаккорды. Гамма - суть последовательность всех ступеней лада в восходящем или нисходящем порядке. Собственно, все.
Пример. Песенка "Машины" "Там, где будет новый день". Определяем тональность - соль-мажор. Строим соль-мажорный лад. I-G,IV-C,V-D. Действительно, песенка замечательно звучит при исполннении в этих аккордах.


[This message has been edited by Ugor (edited 08 July 2002).]
Вернуться к началу
Stalker
Элитный Машинист





Дата регистрации: 25.09.2001
Сообщения: 525
Откуда: Balakovo, Rossia

СообщениеДобавлено: Mon Jul 08, 2002 17:45 Ответить с цитатой

Как это, не суть важно? Если идти легким путем, то навыков будет мало. По моему, импровизация всегда была тем интересней .
А что еще интересует?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Посетить сайт автора
Medwed
Почетный Машинист





Дата регистрации: 05.06.2002
Сообщения: 332
Откуда: Ереван

СообщениеДобавлено: Tue Jul 09, 2002 06:22 Ответить с цитатой

To theUg: Про лад, я вижу, уже успели объяснить.

Математика очень простая: тон - это два полутона, все вместе получается те самые 12 полутонов, из которых состоит гамма. Конкретно приведенная последовательность тонов и полутонов (по восходящей) и есть мажорная гамма. В минорной чередование полутонов отличается не только от мажорной, но и при нисхождении в том же миноре - две разные вариации: гармоническая и мелодическая. Собственно потому мажорный и минорный лады так и называются - "старший" непокобелим , а младший из него перестраивается путем тех самых модуляций - до-мажору соответствует вовсе не до-минор, а ля-минор.
Рекомендую зайти на http://www.guitarplayer.ru/ - там лежат весьма грамотные переводы учебников того же Сатриани и многих других.

А про армянскую музыку... довольно грустно говорить. Она в не меньшем кризисе, чем сама Армения. Есть изумительно интресные музыканты, но раскрутиться удается только тем, кто уехал в более благополучные страны, либо нашел там спонсора, и примером тому служат не только мои экс-земляки из System, увезенные родителями в позднезастойную эмиграцию, но и профессор Дживан Гаспарян, который, уже будучи профессором Ереванской консерватории, до знакомства с Гэбриелом вынужден был подрабатывать игрой на свадьбах. Условия жизни гонят музыканта в кабак, и что там ему заказывают, в объяснениях вряд ли нуждается .
А подробнее - конкретно про рок-музыку в Армении - готовится раздел на моем сайте, с анонсами, фото, mp3. Но выкладывать кусками не хочу, а полностью вряд ли будет готово раньше середины августа. Подождемс?
P.S. Правильно, ашуг

[This message has been edited by Medwed (edited 08 July 2002).]
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Посетить сайт автора
Romca
Гость





Дата регистрации: 02.07.2002
Сообщения: 10
Откуда: Moscow, Russia

СообщениеДобавлено: Wed Jul 10, 2002 22:59 Ответить с цитатой

Как-то заглядывал вот сюда, например,
http://www.guitarist.ru/stats/MUSICTHE.htm
и встретил там ответы на так часто задаваемые вопросы...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Машина Времени -> Аккорды Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы




>>На сайт "МВ"<<

Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group


Page generation time: 0,077s (PHP: 89% - SQL: 11%) - SQL queries: 18 - GZIP enabled - Debug on