Концерт 28 ноября 1999 г. в Town Hall, New York.

 Целая неделя прошла с этого момента. Не оперативный я редактор... И хорошо бы,  все дело было в лени, или, наоборот, в излишней занятости, или уж, на худой конец, в отсутствии творческого вдохновения! Увы, все сложнее. Как-то неожиданно для себя я поняла, что писать о концерте каких-нибудь замечательных музыкантов, восхищаться, констатировать факты, и все остальное,  намного проще, чем делать то же самое по потношению к людям, которые тебе становятся все ближе и понятнее не только как музыканты, но и именно, как люди. Я долго думала, как бы написать так, чтобы все это не выглядело предвзято или отдавало каким-то хвастовством, и, с другой стороны, не показалось бы излишне навязчивым с точки зрения самих ребят из "МВ", если вдруг им случится сюда заглянуть. Поэтому - не взыщите, ежли что...
 Встреча с "Машиной  Времени" началась у меня не в воскресенье, а в субботу, когда я по делам сайта беседовала со своим "любимым боссом" Сашей Кутиковым. Приятнее беседы в утреннем светлом баре за чашкой кофе я не помню давно. И если писать об этой встрече, то, наверное, надо было бы начинать другой отчет, к концерту касательства не имеющий. Однако, та атмосфера - она как бы продлилась на все эти два дня и сохранилась для меня как нечто целое, создавшее общее впечатление от всего визита "Машины Времени" в Нью-Йорк. За кофе мы сидели втроем - Петр Подгородецкий был одним из немногих, кто быстро перестроился с московского времени и проснулся рано. Кстати, он мне честно признался, что для него это - не проблема, и мы сошлись в мнении, что перестраиваться обратно, на московское, намного труднее. И вот он кушал свои аппетитные поджаренные сэндвичи, и был - вы не поверите - не искрометный шутник, не самоуверенный ловелас, и вовсе не Гаргантюа, как может сложиться представление о нем из его сценического образа или интервью, а приятнейший, легкий в общении, несколько даже деликатный, человек с тонким чувством юмора и спокойным нравом. Так, по-крайней мере, мне показалось после этой двухчасовой беседы.  Интеллигентнейшего, умного,  внимательного и симпатичного собеседника - Сашу Кутикова, мне даже как-то неудобно расхвливать, будто рекламу фирме делаю...  И, тем не менее, разговаривая с ним, испытываешь невороятное удовольствие, постоянно ловя себя на мысли, что не перевелись еще настояшие джентльмены - в хорошем смысле этого слова, такие вот замечательные люди, с которыми, о чем бы ни зашла речь, чувствуешь себя  легко и не напряженно, словно разговариваешь с очень хорошим другом, который, безусловно, поймет. Да и с Петром было так же просто, словно мы с ним росли в одном дворе. Невероятное чувство, забытое, далекое. Ведь сколько людей, не представляя из себя практически ничего, пытаются изобразить  важность, недоступность, загадочность, значимость и еще черт знает что, создавая тем самым только неприятный осадок для собеседника. Поучиться бы им у наших звезд! У настоящих Звезд с большой буквы, не только не подверженных звездной болезни, но и сохранивших лучшие человеческие душевные качества, сквозь годы, толпы и медные трубы.
 Может, перейдем к концерту? Ну что ж. Он начался в воскресенье в 7 часов. Точнее, минут на 20 позже, что лично я восприняла, как благо - то жуткое движение на дорогах после народного праздника Thanksgiving  явственно говорило мне, что я опоздаю. Однако, повезло - я еще застала толпящихся у входа зрителей и докуривающего сигарету Петю Подгородецкого. Поэтому спокойно нашла свое место, которое мне очень понравилось с точки зрения видимости.
  И зазвучала "Yellow Submarine" веселым маршем, за кадром, и они вышли на сцену. Как всегда, привычные, как всегда, особенные. Одетые просто. И концерт начался, с "Людей в лодках". Вообще, если честно, он мало чем отличался от прошлого, юбилейного. Андрей Макаревич даже сказал: "Я вообще сам не понимаю, почему мы к вам второй раз приехали..." Однако, отличался концерт наличием новых песен из нового альбома "Часы и знаки". И они как-то очень органично вписались в общее музыкальное полотно. Хотя, что тут удивительного - новые песни, не смотря на то, что они абсолютно новое слово в музыке "МВ" - не вызывают никакого сомнения в том, что это - "Машина Времени", с ее неповторимой стилистикой и со всеми ее лучшими традициями. Песня "Эпоха большой нелюбви" прозвучала после искрометного, как всегда "на ура" авторского выступления Петра Подгородецкого, со своим неизменным "черным малышом в добрых еврейских руках". (Награжден он был шквалом апплодисментов, наверное, в равной степени как за саму песню, так и за неподражаемый артистизм. Недаром же он так долго готовил публику, выходя к краю сцены три раза и репетируя воссторженный прием!) Так вот, после "Эпохи..." Андрей объявил, что сейчас будет песня - ностальгия по 70-м, "Странные дни". Не знаю, кому как, а мне не текст, в первую очередь, а именно музыка, создала атмосферу 70-х. Что-то из глубины всплыло. Хотя стихи у Андрея - они ведь всегда безупречны, и по форме, и по содержанию. А потом была песня "Дай мне руку, душа моя". Проникновенный лиризм во всех отношениях! Да что я вам говорю - слышали, наверно. Женя Маргулис, в бесконечно узнаваемом стиле спел совершенно новую "Когда мы сойдем с ума", по окончании которой, Андрей вдруг сказал: "Ну вот, спели несколько новых. А старые песни вместе петь будем?" Зал удовлетвоненно заурчал. "Будем?!!!", - переспросил Андрей. Зал радостно взревел. И грянуло: "Годы летят стрелою..." А потом, совершенно неожиданно, зазвучала "Музыка под снегом". Неожиданно потому, что я, например, с серебряных времен 80-х ее не слышала в живом исполнении. А вот "Шанхай-блюз" порадовал всех, и, наверное, не меньше - самого автора - Маргулиса, когда он услышал подтверждение хорошего знакомства зала с его творчеством. Однако, даже не это, а как всегда, Петр, добавил изюминку! Он долго и самозабвенно тянул вступление, увлекшись, казалось, и, наслаждаясь своей игрой, напрочь забыл об ожидающем в нетерпении авторе-исполнителе Евгении. Последний же, потеряв надежду, что ему дадут начать, окликнул коллегу, а тот, с недоумением посмотрев, продолжил свое занятие. Макаревич, по-отечески набюдая со стороны, не вмешивался в происходящее. Зал почувствовал комичность ситуации и захихикал. Вот тут Петя убрал руки с клавиш, и, в наступившей тишине, с явным недоумением спросил: "Ну что смешного я сыграл?!" После этого зал вообще прилег, как подкошенная трава. Однако, Петр и в дальнейшем не стал особо торопиться и с достоинством сыграл вступление снова. Настроение общественности клонилось к "Марионеткам". Что и случилось - они зазвучали. Как же долго гремели апплодисменты! Прокручивая свой диктофон для восстановления в памяти последовательности песен, я с интересом обнаружила, что эти отдаленные концертные звуки на такой вот "карманной" записи, и эти бесконечные апплодисменты, удивительно напоминают мне те далекие времена моего детства, когда я впервые слушала "Машину Времени", пытаясь уловить слова сквозь скрип кассеты и несмолкаемые апплодисменты, выкрики и свистки. Так вот - 30 лет прошло, а атмосфера та же.  Что бы ни говорили досужие журналисты и иже с ними.
 Потом были "Письма из Израиля в Америку", которые я бы рискнула назвать русской народной песней нью-йоркской эмиграции. В крайнем случае, слушают ее всегда особенно проникновенно. "Флаг над замком" звучал в исполнении трио: А.Макаревич, А.Кутиков, Е.Маргулис, на табуретках, под гитары, камерно. После этого Макар сказал: "Ну что, поностальгировали? А сейчас порция небольшая новых песенок. Одна называется "Лифт".  Ну что мне вам сказать? Да просто - послушайте эту песню! Очень рекомендую. "Я так устал на войне" - это тоже из новых. Но тут звучание, боюсь, удивит некоторых, как например, я услышала от кого-то вывод, что "МВ" стала жестче. Но по одной песне я бы не стала делать скоропалительных выводов, тем более, что песня сама по себе - тоже очень впечатляющая. Больше нового не было. Были "Картонные крылья...", петин фирменный рок-н-ролл "Когда я был большим", "Мой друг, лучше всех играющий блюз", "Костер", "Разговор в поезде" Потом раздался новый призыв со сцены: "Вместе петь будем?!", троекратно повторенный и всякий раз сопровождающийся усиленным "Да!!!" "Тогда поехали!" Поехали мы под "За тех, кто в море". Это выражалось уже и тем, что многие заполнили проход меж рядами и активно веселились, а следом  был беспроигрышный набор в виде "Синей птицы", "Скачек". После этого всего мы смогли рассмотреть выстроившихся у края сцены  музыкантов, которые, уставшие, но - не вру! - молодые, были поочередно представлены бессменным руководителем. А когда после Андрей торжественно провозгласил: "Исполняется... старинная... народная... ритуальная песня "Поворот!", зритель пришел в неистовство и пребывал в нем, пока звучащий неизменно молодо и свежо голос Кутикова Александра оптимистично (Боги! В который уж раз в этой жизни!) провозглашал, так называемый, гимн "Машины". Честно говоря, я даже отступила от своей, с годами сложившейся традиции, и подарила Саше цветы. (Правда, если честно, то Андрею я розу уже преподнесла, т.к. "Он был старше ее" прозвучала почти в самом начале.).  Но, конечно же, концерт закончился другим гимном "Машины Времени", и не мне вам говорить, что это была "Свеча". И, махнувшие на все рукой бдительные американские секьюрити и пожарные, не смогли воспрепятствовать загоревшимся свечкам, спичкам и зажигалкам...Такой вот, как всегда, душевный, последний момент концерта. И - все.

 Ну что, рассказывать, что было после? На улице Манхеттена. Или уж и так много?  В принципе, ничего особенного. Просто несколько моментов, которые - мимолетные и не очень - еще раз подтвердили мне одно (в чем я, собственно, и не сомневалась никогда): что ребята из "Машины Времени" - самые лучшие люди на свете!

Red Rose

(фото)