ОБЛУПИВШИЕСЯ
Столпы. Устоявшийся рок-организм. Мэтры, убеленные сединами и умудренные жизнью. Казалось бы, каких еще невиданных откровений можно ожидать от "Машины Времени"? "Никаких!" - напрашивался обоснованнейший, а потому; и незлобивый ответ. И дело даже не в расцвете второго, так сказать, возраста, когда любые резкие телодвижения в принципе чреваты. Дело - в ауре и шлейфе весом в стопудовые гири, которые давным-давно припечатали "MB" в гипсово-монументальной позе к почетной доске "передовиков рок-производства". И тем не менее "Машина Времени" записала новый альбом "Место, где свет", который то ли с перепугу, то ли по наитию случайного творческого озарения нашпиговала звуками, совершенно нехарактерными для этого зрелого рок-лейбла. То же самое, как если бы вы купили классическую колу, а она на вкус оказалась вдруг похожей на энергетическую карамельную шипучку. Чё к чему? - чесали бы вы репу. И постарались бы тщательно изучить этикетку с расшифровкой ингредиентов столь нестандартного продукта.
В ингредиентах "новой", стало быть, "Машины Времени" можно обнаружить весьма насыщенный букет из традиционных рецептов и совершенно экзотических добавок. В первой (традиционной) группе присутствуют: неизлечимый меланхоличный мелодизм и харизматичные вокальные тембры Макаревича-Кутикова - те самые "основы основ", которые вот уже четверть века ассоциируются в массовом сознании с понятием "Машина Времени". Во второй группе - экзотических приправ (никуда, понимаешь, не деться от терминологии "Смака") - обнаруживаются всяческие занятные неожиданности как пряного, так и достаточно острого посола. Прежде всего это - компьютерные лупы абсолютно нехарактерного для "MB" звукового толка с кваканьем, бульканьем, жужжанием, уханьем и громыханием; неожиданно жесткие местами гитары и мясистые барабаны, заставляющие вздрагивать и вспоминать зачем-то чуть ли не "Prodigy" с "Rammstein"; и совершенно ангельский - что тоже, кстати, заставляет вздрагивать - голосок Андрея Державина, нынешнего клавишника "Машины Времени", а в прошлой жизни поп-идола, исполнявшего шлягеры-нетленки "Не плачь, Алиса" и "Давайте выпьем, Наташа, сухого вина".
Отдельный вопрос к лирике, которую пристроить к какой-либо из названных категорий для "ЗД" оказалось затруднительным. С одной стороны, вроде бы в наличии всегда присущая Макаревичу со товарищи мечтательная философская отрешенность, а с другой - столь похвальная возвышенность окончательно застряла в узкоколейке любовных страданий и эротических переживаний. Любовно-морковная трясина засосала "MB" по самые помидоры. Безоглядно волочиться за юбками - прерогатива ранней юности. Зрелости уместней гражданская осмысленность и социально активная позитивность. У "Машинистов" все случилось наоборот... Хотя все мило и изысканно.
В общем, все это вместе получило название "Место, где свет", и если бы сей шедевр вышел под именем, скажем, начинающей группы "Назад в Будущее", то "ЗД" рассыпалась бы в похвалах и комплиментах. Но груз совсем не начинающей «Машины Времени» давит на мозги и путает мысли. Впрочем, нестандартные вольности себе позволяли и "U2", и "Roxette", и, чего уж там греха таить, даже Филипп Киркоров...
Чтобы совсем уж не потеряться в этих дебрях, "ЗД" призвала в поводыри собственно великого экспериментатора Андрея Макаревича, который ради такого случая сделал исключение из заведенного им недавно правила не общаться с прессой, которая, по его убеждению, окончательно превратилась в сплошную бяку.
В
общем, к мэтру
отправились
умничать
Артур
ГАСПАРЯН,
Илья
ЛЕГОСТАЕВ.
· Первый
концерт, на
котором был
как зритель
· На Новый год (с 1968-го на 69-й) к нам в школу приехала групла «Атланты». Играли там юный Костик Никольский, Алик Сикорский на барабанах и другие. Мы тогда впервые услышали настоящий громкий звук, увидели, что такое бас-гитара… В антракте я подошел к ним, попросил дать сыграть нам две песенки, потому что группа у нас уже была. Все стали смеяться, а Алик сказал: «Пусть сыграют мальчики». Было шикарное ощущение звука за спиной, которое осталось на всю жизнь.
· Последний
альбом,
купленный за
свои деньги
· Я в общем всегда стараюсь покупать альбомы за свои деньги, и происходит это в основном в Америке на всяких помоечных развалах, где очень много редкого старья, которое я люблю. Хороший джаз 50-60-х годов, записи всяких черных людей… Что касается новых, то слушаю только после настоятельных рекомендаций. Если БГ мне скажет, что вот это обязательно надо послушать тогда я это приобрету. Купил, например, "Radiohead". Новое бывает интересно, но обычно больше двух раз слушать не хочется. А Эллу Фицджеральд я могу слушать с утра до ночи, и ничего с этим не поделаешь.
·
Музыкальные
увлечения
молодости, за
которые
сейчас
стыдно
· Ни за что абсолютно не стыдно. Просто странно, как одна музыка стареет, превращается в плохое ретро, а другая и не стареет. Я, например, помню, что «Chicago», «Blood, Sweat and Tears» появились примерно одновременно и слушались одинаково современно. Недавно я случайно поставил и то, и другое: «Chicago» слушается современно, а «BST» стали архаикой. Очень многое стареет навсегда.
·
Музыка,
которую
можно было бы
заказать на
собственные
похороны
· Я бы битлов заказал. Все что угодно, начиная с самых первых записей и заканчивая, пожалуй, «Сержантом». «Револьвер» – вот она пойдет.
·
Актуальные
музыкальные
увлечения
· Благодаря непосредственному контакту с Державиным я нашел для себя много нового в современной электронике. Может, в следующем сольном проекте я этим попробую заняться.
§ Вы
недавно
испуганно
сокрушались,
что "Машина
Времени"
образца 2001
года
непривычно
сложна в
музыкальном
плане.
Поясните.
§ Все у нас перевернулось. На протяжении последних трех-четырех альбомов, придумывая вещь, придумывая аранжировку, мы старались сделать ее максимально адаптированной для концертов, чтобы потом с ходу это сыграть. Потом мы обкатывали новые песни на зрителе, а потом старались записать так, как они звучат живьем. Теперь почти половина нового альбома - музыка абсолютно студийная. И сейчас мы обязаны, сохраняя лицо, перетащить на сцену это студийное звучание со всеми "лупами" и компьютерными программами. То есть процесс обратный и немного для нас непривычный.
§ Эти
новшества в
устоявшемся
рок-н-ролльном
организме -
следствие
полномасштабной
интеграции в
коллектив
Андрея
Державина?
§ Чему я пока очень рад. Я и раньше знал, что он очень разносторонний музыкант, хороший мелодист и отличный пианист. Но то, что он до такой степени и в это въезжает (в компьютерно-луповые примочки - "ЗД"), не предполагал.
§ И
каковы
границы
экспериментов
для "Машины
Времени",
если они
вообще есть?
§ Они ограничиваются тем, что нам интересно, и тем, что нас цепляет.
§ Музыкальная
мода при этом
как-то
учитывается?
§ Мною - наверное, нет. Андрюшкой Державиным, наверное, да. Дело в том, что я не очень хорошо всю эту моду знаю, потому что не так много слушаю современную музыку, но мне это понравилось. Например, сочетание живых барабанов с каким-то грязным электронным лупом, резкие, контрастные компьютерные звуки.
§ Тексты
песен всегда
считались "священной
коровой" в
русском роке.
Однако с
новыми
временами и
новыми
героями
музыкальной
форме, саунду,
всяким
звуковым
красивостям
стали
придавать
все большее
значение. Вы
как носители
русской рок-словесности
чувствуете
ли себя сухо и
комфортно в
такой среде?
Не
наступаете
ли на горло
собственной
песне?
§ У нас появились новые краски, но они не прячут голос. Тексты у нас по-прежнему много значат, так же, как и традиционный рок-н-ролльный драйв.
§ Актуальные
правила
музыкальной
индустрии
диктуют,
например,
необходимость
снимать
клипы.
Молодая
поросль
самоощущает
себя в этом,
конечно, как
рыба в воде.
Вы же
клипмейкерством
особо не
злоупотребляете,
и, сказать по
правде, после
каждого
вашего видео
возникает
ассоциация с
фильмом "Парк
юрского
периода": мол,
жили-были
когда-то
настоящие
динозавры,
потом они
вымерли, а
потом их
превратили в
компьютерную
мультяшку и
как бы
воскресили...
§ Как плохо вы о нас думаете! Получается, мы давно сдохли... Ну, в свое оправдание могу сказать, что мы к каждому альбому снимали один-два клипа, и большей частью они были удачными. Другое дело, что мы никогда не занимались насильственной ротацией с денежными вливаниями, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы показывали. Дело в том, что информационное поле стало очень плотным: ты можешь записать гениальную пластинку, и никто об этом не узнает. Поэтому с каждым клипом мы как бы кричим: "Эй, смотрите, мы живы, мы записали новый альбом!" Хотя вы можете страшно удивиться, но первый раз мы снимали видео еще году в 80-м в Минске. Понятия "клип" тогда не было, но некие театрализованные съемки уже делались, и нам предложили снять видео на песню "Три Окна". Я был настолько потрясен предложением, что даже не вмешивался в работу режиссера. А режиссер от текста ушел недалеко. Были вырезаны три окошечка, и я в каждом из них по очереди пел. Формально говоря, это был клип - вот бы еще его разыскать: смешно, наверное, невероятно...
§ Не отошли ли на задний план дела группы за другими многочисленными занятиями, увлечениями и «бизнесами»?
§ У всех, конечно, есть другие занятия, но команда - по-прежнему главное. Мы не каждый день видимся в Москве, потому что записей и гастролей, где все друг друга удовлетворяют в полной мере, нам хватает. Отношения в коллективе очень важны. На Западе, где шоу-бизнес действительно шоу-бизнес, возможно собрать людей, которые друг другу несимпатичны, в одну группу - если они уверены, что заработают известность и кучу денег. У нас, где все пальцем на воздухе написано, держать вместе могут только настоящие отношения. Именно так происходит и у нас, и в группах, которые мне симпатичны, например "Сплин" или "Чайф". Совершенно ясно, что они делают все не ради денег. И этим мы немного лучше Запада.
§ Был
момент, когда
вы были
абсолютно
везде: и на
кухне, и в
Гималаях, и на
сцене. Есть ли
желание
освоить что-нибудь
еще?
§ У меня был диалог с Шевчуком, в ходе которого он меня упрекнул в том, что я очень много распыляюсь, и если бы я все это время тротил только на музыку, то написал бы много хороших песен. Он ошибается. Для песен мне необходимы впечатления и хотя бы иногда - смена рода занятий. Вот сейчас думаю о художественном фильме. Еще Валдис Пельш уговаривает меня прыгнуть с парашютом, но что-то не очень хочется.
§ Вы
сейчас много
играете?
§ Не очень. У нас была очень напряженная гастрольная молодость. В 80-е мы играли по 30-40 концертов в месяц, и исключительно во дворцах спорта. Все были молодые - водка не брала и спать не хотелось. А сейчас за два-три концерта подряд я выкладываюсь и перестаю получать удовольствие, которое хочу получить. Поэтому мне легче сыграть один-два концерта, а через неделю - еще один. К счастью, все это мы можем позволить себе еще и потому, что как раз есть другие занятия, причем не бесплатные.
§ Согласны
ли вы с
мнением, что "Машина
Времени" уже
сыграла свои
главные хиты?
§ Я на эти мнения не очень реагирую. Мне всегда хочется думать: главный хит еще не написан, хотя и написанное трудно расставить по местам. Я не могу сказать, что "Свеча" - главный хит, "Марионетки" - на третьем месте, а "Солнечный Остров" - на пятом. Хитами все это делают зрители. А среди них я с огромным удивлением вижу очень много 17-18-летних людей, которые стали нас слушать совсем недавно. Для них нет вчерашней "Машины Времени". Для них "MB" - актуальное настоящее и, скорее всего, будущее.
2001, МК, Звуковая дорожка