Океан и Мудрость Земного Ангела.

(Альбому "Место, где свет" посвящается)

 

    Удивительная штука - воображение, смешанное с интуицией. На самом деле, трудно это ощущение точно определить. Например, бывало ли у вас такое, что вы совершенно однозначно не видели, не пробовали чего-то, но совершенно точно знаете, неизвестно откуда, как оно, это "что-то" должно быть на ощупь или какой у него должен быть вкус?

    Вот мне, например, никогда не доводилось заниматься дайвингом. Но теперь, те чувства, которые испытывает человек, погрузившись глубоко в мир плавного течения плотной воды, мир кораллов и рифов, взвивающихся вверх как причудливая архитектура, мир экзотических рыб, проносящихся стремительно мимо или, напротив, неспешно покачивающих плавниками... Эти цвета неземные - потому что не на земле... Ощущение вдруг стало близко, понятно и знакомо... Откуда?...

    Погружение это подарила, несомненно, музыка нового альбома "Место, где свет".  Музыка - океан. И совершенно напрасно ее пытаются облечь в какую-то форму и назвать каким-то другим словом критики и музыковеды. Бессильны тут слова и определения. И что бы ни звучало со страниц прессы: "экспериментальное техно", "обновленная, наперекор традиционной, "Машина Времени", и еще как угодно, -  все это не просто полу-правда, а неправда вообще. "Машина" не отошла сама от себя ни на йоту. Дух, почерк, талант - все осталось прежним. Просто само понятие "Машина Времени" гораздо шире и объемнее, чем только "Марионетки" (как это, к сожалению, кто-то все еще инерционно считает).

    Итак, погружаемся.

    Помните: "Но всегда возвращаюсь назад, не дойдя до места, где свет..." ?

    Мы и в этот раз не дойдем до него : "Место, где свет, было так близко, что можно коснуться рукой..."

    Загадочное, манящее, сказочное, ускользающее место... Почему неотступно в сочетании с ним в подсознание настойчиво просачивается слово "Любовь"? Может, потому что тоже загадочная, манящая, сказочная, ускользающая?..

    Вообще, можно разобрать по косточкам каждую песню в отдельности и посомотреть, что там такого волшебного внутри, но... Мне всегда казалось, что такого рода разборки живого и имеющего свое тело и душу произведения - сродни харакири. Песня говорит сама за себя. Кто ее не понял - он не слова ведь не понял. Он просто не попал в резонанс с душой или настроением автора. Поэтому, объясняй не объясняй, доказывай не доказывай, показывай не показывай этому человеку все преимущества и сверкающие стороны - для него песня все также останется далекой и непонятой. 

    Ну а для того, кто принял ее в свой внутренний мир, это словесное харакири и ни к чему вовсе. "...И только - рыбак рыбака", (как вы помните, видит издалека).

    Зато поделиться чувствами, тем резонансом, который возник внутри как ответ, бывает иногда очень полезно.

    ...Одиночество Земного Ангела...

    Переплетение образов, ассоциаций, слов, аллюзий. "Утренний ангел пустых бутылок", черный ангел "Флага над замком" (помните клип?), - Олицетворенное Одиночество, познавшее мудрость этого мира, сведя ее к простым и щемящим строчкам: "В этой жизни так мало смысла, и в основе, увы, печаль..."

    И если музыка этого альбома - "Океан", то поэзия - "Мудрость". Не занудная старческая (как нафталинно веет от этого слова), а скорее мудрость, сродни спокойному чистому горному воздуху Тибета, где сконцентрировалась сама энергетика.

"Вверх! От земных оков! Мы уходим вверх выше облаков".

   ...Грустно и смешно одновременно это прямолинейное толкование журналистами и всяческими аналитиками песни "Звезды не ездят в метро". Как, собственно, всегда как-то жалковато выглядит любое прямолинейное  толкование художественного произведения. И тут - не видя главного, которое как на ладони ( а это всегда так бывает: труднее всего найти предмет, который лежит на самом видном месте), пересказывают песню, как тривиальную историю несложившихся отношений "звезды" и поклонницы. Хотя, главное-то в ней все то же Одиночество Земного Ангела...

"Прости, но я по жизни ничей!"

    Кто-то скажет, кто-то спросит: "А зачем тогда сидеть на трубе между небом и дымом? И в другую дверь входить - такой пустяк?" Да просто же все! Если бы жизнь была сплошь однородна и мудра, то альбом был бы сплошь однороден и ровен. Но коль скоро нашей реальности свойственны абсолютно разнообразные краски: от приколов до полного отсутствия логики, то они свойственны и зеркальнму ее отражению - музыкальному альбому. При этом, не могу не обратить вашего внимания на такой вот парадокс: простенькие (на этот раз) песни Маргулиса, несмотря на полный диссонанс с напоенной, как вересковый мед, плотностью микроэлементов поэзиией Макаревича, в альбоме звучат! Вне альбома - зазвучат вряд ли. Что еще больше подтверждает идею о зеркальном отражении всей действительности в целом, а не ее одной какой-то стороны.

    "Дай ей все, что ты можешь ей дать"... Наверное, так.

    А в целом альбом, как ни крути, произведение. И произведение мощное. И плюс - событие. Сверкающая трасса движения вперед. Вряд ли кто-то поспорит, что, мол,  машина  застряла на повороте (или вот так: "Машина" застряла на "Повороте")  - движение видно невооруженным глазом. Стремительное такое движение, что есть, как мы знаем, жизнь.

    И еще попутно вспыхивает: как прекрасно, что на свете есть кто-то, кто волшебным ключом может открыть нашу душу и впустить в нее струю головокружительной свежести ветра. Как хорошо, что есть уже кто-то, кто подумал твои мысли и сказал твои слова - так сказал, как ты бы сам никогда не смог. ...Земной Ангел?... И как замечательно, что есть кто-то, от кого мы можем ждать продолжения. От "Машины" мы всегда ждем продолжения. И то, что этот альбом не последний, знают не только яростные поклонники группы, но и отпетые скептики и критиканы. Знают, ой, знают!

    Так вот, к чему я все это... Если уж не скоро и не сразу мы все попадем в место, где свет, то слушая вновь и вновь этот диск, мы будем, по крайней мере, чувствовать, что оно есть, будем неизменно приближаться к нему, одновременно погружаясь в океан и взлетая к прозрачным облакам Тибета.

    "К черту якоря!"

 

Ваша Red Rose