«Мы с Серёгой - самураем третий год как мир спасаем...»
«Снова сегодня случайно я спас этот мир...»
(из песен альбома «Машинально»)
Машинальное спасение мира.
(открытая беседа с самой собой и музыкантами)
Говорят, раздвоение личности – симптом. Но если каждый себе честно признается, то с удивлением обнаружит зачатки этого симптома и у себя, в той или иной степени: такое, чтобы мы во всем были с собой безоговорочно согласны, бывает редко. Ну хорошо, не редко, но не так часто, как на первый взгляд казалось. Возможность выбора, кстати, – это и есть спор наших двух (а то и больше) «я». И какое «я» победит – на то выбор и падет. А если бы мы во всем были сами с собой согласны, то и понятия « выбор» как такового не существовало бы... Но что-то я не о том. Вступительная часть затягивается, а мое второе «я» (скажу по правде – саркастическое и настроенное на то, чтобы склонить мое первое «я» к чему-то своему) ждет своего череда. Итак, познакомьтесь с моим вторым «я», родившемся в мыслях о тех, кто читает на этом сайте хорошо и вдумчиво, и, открыв данную рецензию, привычно вздохнет: «Сейчас Роза начнет расхваливать, споет очередной дифирамб, и все будет как всегда!»; в мыслях о «Кларе Щ., что не читала поэм ващще», в мыслях об «Игоре К., ;) который под бомжа ;) закосил слегка», и о прочих, кто думает, что хвалить – не дрова пилить! Так вот, меня сегодня двое. «И я уже не знаю, кто из них –я» (другая из песен альбома «Машинально»)
Пресс-релиз: 1. Машинально - бессознательно, безотчетно, инстинктивно, стихийно (словарь синонимов русского языка) 2. «Машинально» - в стиле и духе «Машины времени» (словарь «Машины времени»)
2еЯ: Да? Обратите же внимание, что первое толкование – это «бессознательно». Не хотите ли вы сказать, что альбом был сделан в невменяемом состоянии, при отсутствии сознания как такового? Безотчетно – т.е., не давая себе отчета за совершенные действия? Опааасссная трактовочка, что и говорить... Хотя, может ведь при случае сослужить хорошую службу – если альбом не ко двору придется, так и сказать: «А мы вас предупреждали – это бессознательная вещь! Чего вы хотели?» МудрО!
1еЯ:Это ж надо так повернуть, а? Я уже давно, как только узнала название альбома, нашла свое толкование семантики. «Машинально» - состоит из двух частей: первая «машина...» - от, собственно, «машина (времени)», а второе «...льно» от «гениально», другими словами, «гениально, по-машинному».
Александр Кутиков: «Общая стилистика альбома несет в себе дыхание сегодняшнего времени».
Андрей Державин: «Когда мы сочиняли песни для альбома "Машинально" стало ясно, что он получается в духе ранней "Машины Времени".
2еЯ: «Когда в товарищах согласья нет...», - говаривал еще дедушка Крылов... Вы бы хоть между собой определились, милейшие мои, что у вас получилось: дыхание сегодняшнего времени или дух ранней «Машины времени»? На мой взгляд, ни то и ни другое, а совершенно третье у вас получилось. Андрей Владимирович, вы последний раз когда раннюю «Машину» слушали? Где они, аналогии? Где параллели? Не вижу ничего, кроме того, что альбом этот перу «МВ» принадлежит, от рогов и до копыт. Ни с кем не спутаешь, это точно. Но и даты легко можно проставить. И даты эти далеко не 70-е и не 80-е и даже не 90-е... Это «Машина» 2000-х. Я, пожалуй, с Викторовичем соглашусь более...
1еЯ: А я соглашусь с Андреем Вадимычем. Разрешите процтитровать: Андрей Макаревич: «Мы никогда не гнались за модой и всегда тяготели к «старому» саунду. На записи песни «По барабану» были сделаны модные компьютерные фишки, а в остальном, мы использовали старые звуки, гитары и клавишные 60-х-70-х годов». Так вот, отсюда и вывод, что оба предыдущих оратора правы, и что получился микс прошлого с настоящим... Эдакий коктейль старого доброго звучания с современной стилистикой.
Ну чтож, включаем диск «Машинально» и неспешно продолжаем беседу... Уже предметно...
Андрей Макаревич: «Все песни
на альбоме «Машинально» получились очень разноплановыми, именно это их и
сближает».
2еЯ: Как трудно с тобой спорить! Ну совершенно нечего возразить после
этих слов, даже если и захочется!
1еЯ: А и не надо возражать. Правду Андрей сказал, к которой добавить
нечего...
Пресс-релиз: «Если точно
следовать хронологии, то песни «Время пробует меня на зуб» и «Не
дай мне упасть» были записаны первыми для саундтрека к фильму «Танцор»,
премьера которого состоялась в июле 2004 года на «Первом канале». «Время
пробует меня на зуб» отличается непривычной для «Машины времени» стилистикой
– рэпперским речитативом Андрея Макаревича, электронными звуками и резкими
гитарными рифами.
2еЯ: Ну да, ну да... Мы на заказ не пишем, а если пишем, то получается
не от души? Кажется, эти слова принадлежат кому-то из авторов этой песенки?
;) Честно говоря, я плохо поняла, что пытался донести до нас в поэтических
строчках этой песни самый маститый рок-поэт, который говорил, бывало, мне
когда-то: «Чем важнее дело, тем проще о нем можно сказать». Что-то сложно
выразился на этот раз автор. Может, просто дело не такое важное было?
1еЯ: Ну пошло-поехало по косточкам разбирать! Музыкальное произведение
надо целиком воспринимать, и с музыкой, и со словами, и с благозвучием, и с
авторским исполнением, и с голосом, и с аккомпаниментом. Зачем же по ниточке
выдергивать? А ведь если послушать эту песню целиком, абстрагировавшись от
деталей, то вырисовывается вполне целостная картинка. Шаржик такой.
Достаточно талантливый. И оччень похожий на картины Андрея Макаревича, очень
похожий. Такое даже чувство, что он не написал эту песню, а нарисовал черной
краской, в несколько мазков, в своей характерной манере. И рисунок ожил в
мелодии.
Пресс-релиз: «Круги на
воде» - первая песня с альбома «Машинально», которая появилась в горячей
ротации центральных радиостанций и впервые была исполнена «живьем» на
35-летии «Машины времени» на Красной площади и показана в эфире «Первого
канала».
2еЯ: Ну и что, больше доброго слова, что ли, не нашлось? Скуповато...
Взять тех же музыкантов: где ваши подробности, господа? Песня-то, между нами,
девочками, восхитительно-гениальная вышла. Неужели, прокомментировать нечем?
Или не хочется открыто признать, что решили сыграть в «Битлз»?
1еЯ: Чучело ты! Там говорить-то и комментировать нечего: слушать и
погружаться! Кайф небывалый! И то, что песня в духе чистейшей воды «Битлз»
никто и не скрывал. Забыла, что ли? Тебе же русским языком и говорили...
Давай лучше послушаем дальше. Что там у нас? "Кто из них я".
Евгений Маргулис: «У меня давно
зрела идея написать песню о двойниках, и о том, что все песни уже написаны».
2еЯ: Да уж, да уж... Идея – новее некуда, Евгений Шулимович! Учитывая
блок ломовых подборок: «Один дружок мой спился, другой вот-вот начнет»...
«Один мой друг, он стоил двух... Другой держался русла и теченье ловил...», и
«Она ходит на срочную службу, он ходит с бубей»... Вот правда, насчет того,
что все песни уже написаны – это самое и подтверждает, быть может?
1еЯ: Философия главное, глубина нутра, а не то, что на поверхности...
Слова-то там какие многослойные! Просто каждое из них посмаковать отдельно
надо. А потом, это классное исполнение Женечкино, такое прямо 70-ническое...
И припев международный такой...
2еЯ: Ага, содранный с...
1еЯ: Типично машинский, между прочим! Равно как и идущая следом
композиция - "Дип Пёпл ин рок"
Евгений Маргулис: «Я написал
слова к первому куплету, а Макар дописал остальные слова. Получилось весьма
неплохо, на мой взгляд.».
2еЯ: А «золотые» рифмы «ложится на пол» и "немое кино", а
также "советский народ" и «ледниковый период» - это чье творение?
Или это как раз на пересечении двух поэтов возникло? ;) Так сказать, стык
между рельсами!
1еЯ: Господи, ну что ж ты за зануда! И ведь чем душевнее песня, тем
глупее приклюку находишь!
2еЯ: Ну если тебе такой ляп с рифмой не кажется помаркой на
безупречном творчестве «МВ», то могу и дальше пойти. Про смысл надо? Получи
тебе про смысл. Было уже такое в истории «МВ» И совсем недавно было! Тематика
один- в-один «Тем, кто ушел», называлось... Тоже эдакий динозавр русского
рока... Ископаемый...
1еЯ: Ну и что? Подумаешь – тема. О любви вон, тысячи лет поют на все
лады. А тут две песни на тему динозавра рока спеть нельзя! Причем, песни-то
разные получились совершенно. И если говорить о новой – то ностальгическая
она, ужасно. Ярко в ней герой вырисовывается. И мы все чуть-чуть этот герой.
Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Между прочим, эта строчка «И
виниловый новый «Deep Purple In Rock» - вот только эта строчка – ведь она до
глубины-то самой понятна только тем, кто застал, что это такое за бесценный
подарок по сути своей... А уж тех, кому понятна, пробирает до костей.
Андрей Державин: «Я впервые
попробовал написать песню для «Машины времени» еще на диске «Место где свет».
На мой взгляд, «Эти реки...» получилась более удачной.»
2еЯ: Друг мой, ты явно скромничаешь! :) Не «более удачной», а просто
«первой удачной» ;) Давай, положа руку на сердце, скажем, что это - первый
раз, когда у тебя получился такой кайф и драйв, а умные и красивые стихи ты
вообще впервые в своей творческой жизни спел... (Ну не люблю я Кострова :( !
)
1еЯ: И ты туда же? Наезжаешь на Державина?
2еЯ: Ничуть. Лично против Державина и его присутствия в группе я
совершенно ничего не имею. Он уже часть коллектива и обсуждению не подлежит.
Но «Крылья и небо» - это был, что и говорить, слабенький эксперимент для
«МВ»... (Ну не люблю я Кострова :( ! )
1еЯ: Но мы-то говорим о новой песне! И тут Андрей просто “did his best”,
как говорится! Честно сказать, я, когда услышала эту вещь впервые, даже не
ожидала, что он автор музыки. Настолько вышло по-машинному, по-битловски,
органично... Молодец, в общем.
2еЯ: Молодец против овец. А против молодца... Так вот, об овце. Эта
песня для голоса Макаревича! Она просто органически просит его голоса!
1еЯ: Ну соглашусь. Ну просит. Но главное-то, что Андрей Державин ее
спел хорошо! Даже очень хорошо! И вообще – эта песня одна из моих любимых на
диске. Из ряда тех, которые хочется слушать еще и еще, по кругу...
2еЯ: Тогда послушай «По барабану»
Евгений Маргулис: «Легкий
намёк на Led Zeppelin, от которых мы тащились в детстве, но с постпанковскими
гитарами.».
2еЯ: Мдя... Я бы, на вашем месте, Валерию Валентиновичу эту партию
предложила. Испортить бы он ее не испортил, а вот прочтение было бы
органичное. В крайнем случае, была бы понятна цель, которую этой песней
группа хотела достичь. А так, я, например, никакой цели не вижу...
1еЯ: А мне понравилась игра смыслов... Такая же примерно, как в
«Проводнице»... Многозначность слова симпатично обыгрывается... Да и просто –
песенка необычная... 2еЯ: Ага. С намеком на то, что «мы тоже поем
политические песни», если в интервью спросят... Типа, не спи, равнодушный, а
то барабан отберут...
1еЯ: Да даже если и так, то все лучше политические песни такими
делать, чем в лоб лупить и призывать вставать под какие-нибудь знамена... Но
все-таки лирическая «Не дай мне упасть», на мой взгляд, проникновеннее.
Андрей Макаревич: «Эта песня
была написана для фильма «Танцор»
2еЯ: Да ну?! А я-то, грешным делом, подумала, что в травмпункте после
того случая с рукой... Ведь рокового падения могло бы не быть. Если бы кто-то
был рядом... «Будь рядом со мной, не дай мне упасть...»
1еЯ: Шутить глупо изволите? Убью! Не забывайся, что ты, все-таки,
второе...
2еЯ: А что? Почему бы и нет? У настоящего поэта любая ситуация может
стать поводом к песне...
1еЯ: Помолчи уж! Лирическая песня, романтическая, красивая, тонкая,
как природа осенью... Я вот эти строчки: «Смотри на меня, и я буду жив»
вообще хочу повесить под одним из моих любимых портретов...
2еЯ: Портретов меня?
1еЯ: Увольте меня от счастья нарциссомании. У меня другие фавориты...
2еЯ: А вот в песне «К Малой
Бронной» меня удивило двусмысленное: «Вновь я живой возвращаюсь домой».
Впечатление, что ходил на дело и был шанс не вернуться...
1еЯ: Все, достаточно твоих комментариев. Одна из самых прозрачных,
душевных песен. Александр Викторович спел ее так просто и мило, что не
хочется даже никакими словами это выражать. Хочется слушать, и всё...
2еЯ: А «Прости сегодня за вчера»
тоже лирическая на твой взгляд?
Евгений Маргулис: «Она была написана для моего сольного проекта, но
Макар уговорил меня включить ее в наш альбом.»
2еЯ: Иногда полезно не поддаваться на уговоры, даже если уговариваюший
– сам Макар. Песня эта, Евгений, на твоем сольном альбоме смотрелась бы куда
как лучше. А тут – честно скажу – на фоне остального хромает на обе ноги...
1еЯ: Подруга моя милая, а не кажется ли тебе, что «Машина времени»,
вообще-то, представлена пятью индивидуальностями, и каждая из них, внося свой
вклад в общее дело, еще и имеет право как-то выделяться на фоне остальных и
подчеркивать свою особенность?.. Вот у Жени это, как раз, лучше всех
получается.
2еЯ: Нашла еще один ляп! В «Не
повод для слез». Вот строчка есть: «И если всем приказано плакать – это даже
не повод для слез». Это «даже» тут – как желтая пуговица на черном
костюме. Ну чего стоило мастеру слова вспомнить простое и куда как более
подходящее по контексту слово «вовсе»?
1еЯ: Когда нет к чему придраться, придираются к мелочам. Ты послушай
музыка-то какая у этой песни! Летящая, мощная, как ветер... Драйв такой юный,
который на контрасте с умудренными жизнью словами, создает непередаваемое
чувство! Такую гремучую смесь возрастов рок-музки в целом...
Евгений Маргулис: «Я написал
мелодию и первый вариант текста к «Сакура-катана-сакэ» - получилась
излишне серьезная песня о любви. Макар написал свой вариант, который мне тоже
не понравился, как и предложенная им «битловская» аранжировка.»
2еЯ: Мне не понравился... Ему не понравился... А может, слушателю бы
понравилась серьезная песня о любви или битловская аранжировка куда как
больше? Тем более, что на фоне того, что есть – точно бы другое понравилось
больше...
1еЯ: А вот тебе никогда не хотелось послушать неформально исполненную,
ради собственной развлекухи, песню «МВ»? Вот так, под раздолбанное пианино,
со словами ни о чем, эдакой сборной солянкой, в которой ребята просто
оттягиваются и веселятся. Причем, делают это на автомате талантливо!..
Машинально, так сказать... ;) Так вот, эта песня – словно случайно
подсмотренная-подслушанная в замочную скважину репетиционной базы, веселая
вещица. Как нечто запредельное, за-официальное, но именно тем и
привлекательное...
Звучит финальная «То, что люди поют
по дороге домой»
2еЯ: «Our love is alive –
та-ра-ра-рам-пам... and so we begin... тум-ту-ру-пум» Старина Крис Норманн
там не икает, когда эта мелодия звучит? И потом... вот это... «Я пою, то что
люди поют» - так и напрашивается ассоциация «все, как у людей»...
1еЯ: Песня просто потрясающая! Такой заряд оптимизма и взгляда в
будущее, которое само по себе еще обещает много хорошего. Например,
возможность спеть с... Да ведь и правда, как можно сказать, что «мой окончен
путь», когда я еще ни разу в жизни не спела с Андреем Макаревичем или с Женей
Маргулисом дуэтом?! Какое «окончен»?! Надо стремиться к недостижимому и
никогда раньше времени не опускать рук – вот о чем эта песня. ...И вообще,
уважаемое 2еЯ, ты признайся, ради чего это все говорила? Чтобы мне насолить?
Или «Машине»?
2еЯ: Тебе, моя радость, тебе. «Машину» я не меньше твоего люблю, и
солить ей не было и в мыслях. Но слишком сахарно медвяно солнечно получилось
бы у тебя без меня! ;) А они этого тоже не любят. Ты же знаешь...
Знаю...
И я вот думаю... «Машина времени»
жива, молода, ярка и актуальна, и все, что она делает, по самой меньшей мере
достойно внимания и обсуждения, и никогда не осядет простой музыкой для
лифтов и супермаркетов... И вообще, какой новый альбом какой группы еще
вызывает столько дискуссий и диаметрально противоположных мнений?! Какой бы
новый альбом какой группы вызвал у меня еще столько разнообразных всплесков,
эмоций, мыслей, противоречий и очердного прилива любви к его авторам?! Да
никакой! J А
«Машинально» – действительно, хорошее название. И вот почему: именно
машинально, не задумываясь, органично в который раз спасает мир «Машина
времени». Спасает мир от бесвкусицы, от пустых звуков и бессмысленных слов. И
пусть для каждого это спасение – в своей песне, а какая-то пройдет стороной и
не зацепит. Но оно – ощутимо.
Red Rose |